Как мы изменились, когда пришли в Facebook?
Светлана Скарлош — журналист и психолог, практикующий гештальт-терапевт, руководитель отдела спецпроектов журнала «Русский репортёр» и автор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера». Родилась в Днепропетровске, сейчас живёт в Москве. Светлана — член психологического клуба «Территория встреч», где раз в неделю психологи и интересующиеся психологией люди собираются, чтобы обсудить волнующие вопросы. В рамках свободного образовательного проекта «Летняя школа» руководит мастерской психологии. Кроме того, Светлана имеет частную и групповую практику, воспитывает детей, интересуется наукой и говорит о себе просто: «Я живая».
Себя показать, людей посмотреть
Светлана Скарлош |
— Светлана, как вы считаете, мы изменились, когда пришли в Фейсбук?
— Да, изменились. Как именно? Популистские заявления из серии «мы стали холоднее» или «мы отдалились» — это домыслы и догадки. А может быть, Земля не круглая, а эллипс? Чтобы это понять, нужно было произвести математические расчёты.
Есть вопросы, на которые предстоит дать ответы. Что мы реализовываем через соцсети? Насколько они решают проблемы, которые люди раньше решали на площади? Чем отличается от Фейсбука курилка при Ленинке?
Фейсбук — это себя показать, людей посмотреть, получить ответ, услышать поддержку, поддержать кого-то, подтвердить свою самоидентификацию, получить обратную связь. Эти функции были всегда. Они не появились с приходом Интернета. Просто раньше они отыгрывались другим способом.
— А как это выражалось?
— Я собираюсь на площадь. Я надела тулуп, у меня на нём лисий воротник, я иду с этой лисой по торговым рядам. Мне навстречу товарка, она меня увидела и говорит: «Какая лиса!» Это лайк. Встретила знакомую, начали чесать языками про соседок, а вечером собралось полсела в одной горнице пряжу прясть — это дискуссия во френдленте. Фейсбук — это кружок по интересам.
— Мы реализуем в Фейсбуке какие-то архетипические сценарии?
— Да, Фейсбук меняет форму, но содержание потребностей, мне кажется, нет. У нас есть потребности в связи с миром. Быть с людьми и быть отдельно, чувствовать, с одной стороны, свою индивидуальность, с другой — приобщённость. Есть потребность быть значимым в кругу людей, которые значимы для нас.
Другое дело, что Фейсбук немного «закупоривает» мир. Твоя лента становится слишком твоей. Выходя на площадь, ты видел и то, что хотел видеть, и то, что не хотел. А в Фейсбуке ты сам фильтр поставил, да ещё и соцсеть тебе профильтровала ленту.
Мы живём уже не в общем мире, а в каких-то маленьких мирах. Интересно, как это отзовётся в будущем.
— Почему некоторые люди уходят из соцсетей?
— Звучит, как «уходят из Церкви» (смеётся). Потребности можно удовлетворять по-разному. У меня есть коллега, у которой нет даже электронной почты, при этом она очень успешная, талантливая, но она решает этот вопрос по-другому — ей можно только позвонить.
Если человек хочет сравнивать не в свою пользу, его ничто не остановит
Чаще всего, если есть проблемы с самооценкой, человек каких-то людей наделяет сверхценностью, а каких-то обесценивает, поэтому ему сложно установить контакт. Или грудь в крестах, или голова в кустах |
— Многие говорят, что Фейсбук провоцирует зависть: «Мне кажется, что у меня жизнь — дерьмо, а у всех всё нормально, и я себя там не чувствую уютно».
— Сейчас многие описывают фейсбучные неврозы. С одной стороны, да, соцсети так устроены, что они провоцируют невротические проявления. С другой стороны, невротические проявления на то и невротические проявления, чтобы вылезать наружу.
— Но, может быть, в другой степени? Ты же видишь в Фейсбуке парадный портрет в горнолыжном костюме на фоне Эльбруса. А сам сидишь такой дома, в пижаме...
— Иногда можно и пижаме позавидовать. Самой возможности домашнего тепла и уюта. Если человек хочет себя с кем-то сравнить не в свою пользу, я думаю, его не остановит ничего.
— Можно сравнивать и в свою пользу. Самоутверждаться за счёт другого.
— Чаще всего, если есть проблемы с самооценкой, человек каких-то людей наделяет сверхценностью, а каких-то обесценивает, поэтому ему сложно установить контакт. Или грудь в крестах, или голова в кустах. Или: «Боже, они так прекрасны, они никогда не станут со мной разговаривать», или: «Я чмо, зачем меня мама родила?»
И дальше получается полное одиночество. Человек либо себя принижает и смотрит снизу вверх, либо обесценивает других, приподнимается над ними и тоже остаётся один. Мне кажется, Фейсбук в этом смысле проявляет то, что есть в действительности.
В реале доктор Джекил, в Фейсбуке — мистер Хайд?
Один живёт в Фейсбуке, для него он реальный и он фейсбучный — это одно и то же, другой кривляется, третий зарабатывает в Фейсбуке, четвёртый сливает агрессию и постоянно лезет во все скандалы, пятый клеит девок. Нет единого «диагноза» для всех пользователей |
— Но всё равно мы в Фейсбуке не такие, как в реальности.
— А какие? Ты имеешь в виду, что мы из себя что-то корчим в Фейсбуке?
— Да.
— Мы из себя всё время что-то корчим. Вот сейчас сидим друг напротив друга и корчим. Мне кажется, что бы человек ни написал и ни сказал, он всё равно говорит и пишет то, что он собой представляет.
— А может быть такое, что в реальном мире ты доктор Джекил, а в Фейсбуке — мистер Хайд? В реальности интеллигентный и воспитанный человек, а в Фейсбук постишь матерные картинки?
— Может быть, но здесь зависит от того, как человек относится к тому, что такое «он в Фейсбуке». Для меня это инструмент работы плюс контакт с некоторыми людьми, которые мне очень дороги, но другого способа с ними соприкоснуться с ними нет: далеко живём, слишком заняты и так далее.
Один живёт в Фейсбуке, для него он реальный и он фейсбучный — это одно и то же, другой кривляется, третий зарабатывает в Фейсбуке, четвёртый сливает агрессию и постоянно лезет во все скандалы, пятый клеит девок. То же самое — кто зачем на площадь пришёл. Нет единого «диагноза» для всех пользователей.
— У меня много друзей-иностранцев. У них политические дискуссии в Фейсбуке сведены к минимуму. Есть фотографии, есть рассуждения, но очень короткие, пара предложений. У нас пост в Фейсбуке — это чуть ли не статья.
— Не уверена, что это национальная черта. Фейсбук — это письменная фиксация тебя и твоих мировоззренческих ценностных установок. Это документация жизни. Нам важно постоянно подтверждать себя в жизни, знать, что мы существуем.
Информационный перегруз
Думаю, что дело не в перегруженности информацией, а в способности её структурировать и усваивать. Это гигиена и дисциплина интеллектуальной деятельности в информационной сфере |
— Мне друзья скидывают ссылки на статьи, и я понимаю, что не могу их читать. Меня трясёт. Мне кажется, что у меня мозг взорвётся от такого количества информации.
— Когда ты говоришь о «переедании» текстами, у меня появляется ощущение, что ты говоришь про себя как про объект, а не про субъект. Как будто не ты выбираешь, что тебе читать.
— Да, у меня есть ощущение, что меня заставляют.
— Что читать и когда, решаешь только ты. Я же решаю, кого я хочу видеть у себя дома, а кого нет. Конечно, если я открою дверь и скажу: «Заходите, кто хотите», — меня затопчут, и я потом буду страдать.
— А что делать с боязнью обидеть? Если я не прочитаю текст, который прислал мне друг, то он обидится. Или это будет потом тема для дискуссий номер один, а я не читала.
— И что?
— Начнётся: «Да как, да ты не читала!»
— И что? Или скажешь: «Да, я не читала», или будешь отбиваться. В Интернете сейчас действительно плотный информационный поток. Но новое качество современного человека — это способность быстро ориентироваться.
Хорошо образованные люди XIX века запоминали гораздо больше, чем мы. Они знали несколько языков, латынь, философию. А мы умираем в сессию, прочитывая Канта в кратком изложении. А ведь раньше люди читали фундаментальные труды, часто на языке оригинала! У нас в мозг столько не помещается, а у них как-то помещалось. Какая-то статейка в четыре абзаца, — и уже мозги лопаются. Что происходит?
Я думаю, что дело не в перегруженности информацией, а в способности её структурировать и усваивать. Это гигиена и дисциплина интеллектуальной деятельности в информационной сфере.
Человеческий мозг может вместить много информации, другое дело, что ему нужна постоянная тренировка, чтобы нарастить способность воспринимать информацию, выработать навык ориентироваться в потоке и брать только то, что тебе надо.
Фейсбук провоцирует равнодушие?
Часто чтение соцсетей — это отключка, уход от реальности. Ты впадаешь в трансовое состояние и не можешь из него выйти. Здесь про усвоение информации говорить не приходится |
— Нас подталкивает к равнодушию то, что мы видим в Фейсбуке? Каждый день здесь люди умирают от рака, идет информационная война, мы видим насилие, боль, крики о помощи. Как на это реагировать?
— Болезни и смерть — это реальность. Люди болеют и умирают. Может быть, Фейсбук нам показывает этого больше, чем мы бы видели в обычной жизни. Но на самом деле мы остро реагируем тогда, когда это попадает в нашу собственную боль.
Мы так устроены, что мы видим то, что есть нашем опыте в первую очередь. Если у беременной женщины есть страх, что у неё родится ребёнок с синдромом Дауна, конечно, она будет остро реагировать на все посты, связанные с синдромом Дауна.
Фейсбук можно сравнить с групповой терапией: кто-то что-то вбрасывает в поле, и идёт реакция. Кто-то начинает обесценивать, потому что не может даже к этому прикоснуться. Кто-то подключается и начинает плакать, потому что у него аналогичная ситуация. Кто-то проходит мимо, потому что в его опыте этого пока нет.
— Это нормально — пройти мимо, если в тебе не откликнулось?
— Пытаешься сердцем откликнуться, потому что надо, но «сердце» и «надо» не могут стоять в одном предложении. «Правда такова, что на сегодняшний день я на это не откликаюсь». Мне может это не нравиться. Но важно помнить, что если ты для себя помогаешь, тогда это про гордыню, а не про помощь.
— Как научиться долго не зависать в соцсетях?
— Часто чтение соцсетей — это отключка, уход от реальности. Ты впадаешь в трансовое состояние и не можешь из него выйти. Здесь про усвоение информации говорить не приходится.
Я знаю людей, которые ставят себе лимиты: например, на Фейсбук — час в день. А некоторые знакомые периодически чистят ленту, оставляя только то, что они хотят видеть.
Беседовала Лидия Голяева