Теракты в Париже: обзор иностранных СМИ

Атаки на столицу Франции возглавляют список «горячих тем» ведущих мировых СМИ. На всех континентах выражают соболезнования близким погибших, делятся версиями о том, кто стоит за терактами, обсуждают вопросы безопасности, рассказывают истории жертв и вспоминают трагедии в других странах.

По официальным данным, в результате серии террористических актов в ночь с пятницы на субботу погибли 132 человека, ранены более 400. В основном жертвами стали французы, но среди погибших есть также граждане Бельгии, Испании, Португалии, Швеции, США, Чили и, возможно, других государств ― ещё не все тела опознаны. Люди продолжают искать родственников и любимых, оказавшихся в центре событий. Для этого в социальных сетях используют хэштег #rechercheParis («ищу Париж»).

Европа

В числе погибших ― 36-летний Ник Александер из Лондона, пишет британская газета The Telegraph. Он работал в концертном зале «Батаклан» торговцем-мерчендайзером группы Eagles of Death Metal.  «Он был другом для всех и умер во время работы, которую любил», ― цитирует издание родных погибшего.

В «Батаклане» молодой мужчина находился вместе со своей подругой Хелен Уилсон ― американкой из Нового Орлеана, живущей в Париже. Много лет назад они встречались, затем их пути разошлись, а потом случайно пересеклись в Париже. Накануне 13 ноября Ник и Хелен созвонились и договорились вместе сходить на концерт американской рок-группы. Проговорили весь вечер, вспоминая прошлое, и тут началась стрельба… Обо всём этом Хелен Уилсон рассказала изданию с больничной койки: «Когда кто-то пытался выбежать из зала, его убивали. Мы легли на пол». Женщина подчеркнула, что террористы специально целились в зрителей на инвалидных колясках. Саму Хелен ранили в ноги, но она до последнего пыталась спасти друга: делала ему искусственное дыхание, разговаривала с ним, пока он не умер у неё на руках.

Издание добавляет, что Ник ― не единственный британец, погибший во время терактов в Париже. Среди жертв, вероятно, также двое английских студентов.

Министр внутренних дел Великобритании Тереза Мэй прокомментировала The Telegraph, что из событий «надо извлечь уроки»: дополнительные наряды полиции уже патрулируют порты, паромные переправы и некоторые улицы Соединенного Королевства. Госпожа Мэй добавила, что футбольный матч Великобритания-Франция, который должен состояться во вторник, не будет отменён, и это «абсолютно правильно».

Америка

«Пошли развлечься вечером пятницы, большинство жертв ― молодые люди» ― заголовок статьи в американской The New York Times. Как пишет издание, среди погибших ― юрист, музыкальный критик и студент Американского колледжа. Одно из первых имен, попавших в прессу, ― Валентин Рибэ, 26-летний французский юрист, выпускник Сорбонны и Лондонской экономической школы (он также был убит в «Батаклане»). В ресторане Petit Cambodge («Маленькая Камбоджа») погибла 23-летняя студентка из США Ноэми Гонзалес – в этом семестре она училась по обмену в Парижской школе дизайна.

Всего на концерте, который шёл с аншлагом, убиты более 80 человек, продолжает газета. 43-летний Гийом Дешер ― критик французского журнала о культуре Les Inrocks ― написал 28 октября статью о грядущих гастролях группы, и вот пришёл послушать её выступление. У погибшего остались двое детей.

В другой статье журналисты The New York Times Питер Бейкер и Эрик Шмитт указывают на связь парижских событий с терактами в Бейруте, которые случились на день раньше, 12 ноября (в результате двух взрывов погибли 44 человека), и крушением российского самолета в Египте, унесшим 31 октября 224 жизни (в администрации президента США наиболее вероятной считают пока официально не подтверждённую версию теракта). «За последние две недели так называемые солдаты халифата продемонстрировали леденящие душу достижения с помощью террористических атак на Россию, Ливан и теперь на Францию», ― отмечают авторы.

Произошедшее в Париже они сравнивают с тем, что случилось в индийском Мумбаи в 2008 году ― кстати, тоже в ноябре. Тогда 10 вооруженных террористов в течение почти трёх суток расстреливали людей из автоматов и гранатометов ― у гостиниц, больницы, в кафе, на вокзале, в жилом квартале. Погибло 166 человек, в том числе много иностранцев; ответственность взяла на себя пакистанская джихадистская группировка.

Журналисты американской газеты обращают внимание, что подобные хорошо скоординированные теракты раньше происходили в развивающихся странах, а в США и Европе в последние годы действовали скорее «волки-одиночки» (пример ― взрывы на Бостонском марафоне 15 апреля 2013 года).

Ссылаясь на мнение директора Центра исследований безопасности в Джорджтауне Брюса Хоффмана, издание отмечает: «В 2010 году… Усама бен Ладен призвал сторонников "Аль-Каиды" совершать теракты в "Мумбайском стиле" в европейских городах, но его приказ не был услышан, потому что тогда не было группы, способной на такую операцию. Сегодня "Исламское Государство" (запрещенная в России организация ― «ТД»), похоже, восполнило этот пробел».

Вывод корреспондентов газеты ― «локальная война», которая раньше затрагивала только Сирию и Ирак, переросла в глобальную.

Азия

О параллелях между событиями в Париже и Мумбаи в 2008 году говорят и в самой Индии. Англоязычная газета The Times of India выпустила заметку под заголовком «Зловещее сходство между терактами в Мумбаи и Париже», которая в свою очередь является обзором пакистанской прессы. Со ссылкой на местную газету Dawn в заметке утверждается: «Радикальные боевики в каждом видят врага ― в мусульманах, христианах, индусах, неверующих – буквально в каждом». «Как Аль-Каида убивала без разбора, так и поступает и ИГИЛ», ― добавляют авторы. В доказательство тезиса, что терроризм не имеет национальности, издание приводит атаку на школу в пакистанском Пешаваре в декабре 2014 года. В той кровавой бойне погибли 145 человек, из них большая часть ― дети в возрасте от 10 до 18 лет.

 «Любая из стран с преобладанием мусульманского населения по той или иной причине не взяла на себя роль лидера в борьбе против терроризма, ― говорится в заметке. ― И это несмотря на то, что исламизм, пожалуй, больше угрожает мусульманскому миру, чем немусульманскому». Заключение журналистов повторяет вывод западных коллег: «Атаки на Париж обещают стать новой фазой в мировой войне с терроризмом».

Австралия

В австралийской прессе активно обсуждают вопросы национальной безопасности. Казалось бы, что угрожает этому отдалённому континенту? «Географическая изоляция Австралии означала, что она менее уязвима, чем Франция, где террористы… планировали свои нападения из соседних стран и легко пересекали границы», ― цитирует газета The Sydney Morning Herald бывшего следователя контртеррористического департамента австралийской полиции Ли Фаррела. Но именно поэтому, продолжает господин Фаррел, в Австралии гораздо больше возможностей «просканировать» людей на предмет преступных намерений. Для этого потребуются правильное сочетание людей, ресурсов, законодательной поддержки и обмена разведданными.

Питер Хартчер ― политический и международный редактор The Sydney Morning Herald ― напоминает, что суффикс «изм» в слове «терроризм» указывает не на хаотические события, а на целую систему, идеологию. «Терроризм используют слабые против сильных, ― утверждает Хартчер. ― Они не могут победить нас сами по себе… Терроризм работает, когда в нас поселяется страх и гнев, и мы недооцениваем свои способности противостоять ему. Терроризм обращает нашу силу против нас. Но он может сработать, только если мы ему позволим».

Как же не позволить? Питер Хартчер представляет инструкцию из пяти пунктов. Приведем ее вкратце:

1.     ДУМАТЬ. «Надо отбросить первоначальные эмоции в виде страха и гнева ― ведь именно этого добиваются террористы».

2.     ОБЪЕДИНИТЬСЯ. «Мы ослабляем себя разобщением, в том числе и с мусульманским сообществом. Обвиняя мусульман, мы только провоцируем радикализм. Большинство мусульман считают своей главной задачей искоренить экстремистов. И в этом мы должны действовать сообща».

3.     ИСКОРЕНИТЬ ЛОЖНОЕ УВАЖЕНИЕ. «Каждый раз, когда мы называем их "Исламским Государством", мы делаем честь этим врагам цивилизации. Оно никакое не исламское и никакое не государство. И каждый раз, когда мы называем их атаки "пугающими", а пропагандистские видео "ужасающими", мы помогаем нашим врагам сделать то, чего они добиваются своими сообщениями. Вообще с каких пор объективные журналисты стали использовать субъективные определения?»

4.     ОХРАНЯТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАНИЦЫ. «Мы должны применить максимальную строгость к нашим границам. Если нужны дополнительные меры, власти обязаны их принять. При этом австралийская программа иммиграции, включая прием беженцев и социальную стабилизацию через мультикультурализм, является важной частью национальной политики, и её надо сохранить».

5.     УНИЧТОЖИТЬ ИХ БАЗУ. «Австралия, как и все цивилизованные страны, должна предпринять серьезную попытку, чтобы уничтожить основу террористической группировки в Сирии и Ираке. Террористы готовы были убить себя ради халифата. А какие усилия готовы предпринять мы во имя сохранения цивилизации?»

Впрочем, кроме советов австралийского журналиста, не лишним будет прочитать и памятку, которая размещена на сайте Федеральной службы безопасности — «Рекомендации гражданам по действиям при угрозе совершения террористического акта».

Фото на слайдере — Lenta.ru

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале