Леонардо Ди Каприо и остальные победители: итоги кинопремии «Оскар»
Фото — ТАСС |
Фильм «В центре внимания» основан на реальных событиях. В 2002 году журналисты издания Boston Globe опубликовали расследование о шокирующих случаях педофилии в католической церкви. Текст вызвал большой общественный резонанс, а журналисты получили Пулитцеровскую премию. Фильм Тома Маккарти рассказывает о подготовке публикации. Лента показывает сложности работы редакции, сотрудников которой играет актёрский ансамбль в составе Лива Шрайбера, Майкла Китона, Рейчел Макадамс и Марка Руффало.
По сюжету редактор Марти Барон (Шрайбер) приезжает из Майами в Бостон, чтобы возглавить Boston Globe. Практически случайно он узнает историю о местном священнике, который растлевал маленьких прихожан церкви, и поручает журналистам написать об этом статью. Репортёры вместе с редактором проводят тщательное расследование материала перед публикацией и выясняют, что священников-педофилов гораздо больше. Журналистской работе не могут помешать даже представители власти и собственно церковнослужители. В результате на страницах Boston Globe выходит сенсационное расследование, после публикации которого вскрылись случаи педофилии католических священников более чем в 200 странах мира.
Премьера фильма состоялась на Венецианском кинофестивале в сентябре прошлого года. Картина сразу же заслужила прекрасные отзывы критиков, однако, когда в борьбе за награду Гильдии продюсеров США, которая чаще всего определяет исход «Оскара», ленту МакКарти опередила сатирическая комедия «Игра на понижение» (The Big Short) Адама МакКея, шансы ее на получение главной статуэтки Американской киноакадемии резко понизились. Впрочем, далеко не всегда простая математика позволяет предсказать итоги «Оскара». И этот год не стал исключением. В итоге драма «В центре внимания» оказалась лучшим фильмом 2015 года, а также получила награду за лучший оригинальный сценарий в то время, как фильм МакКея был отмечен только одной премией – за лучший адаптированный сценарий.
Лидером по числу номинаций на «Оскар» и третьим фаворитом премии был фильм прошлогоднего триумфатора Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Выживший» (The Revenant). В итоге Иньярриту — вопреки всем прогнозам — второй год подряд получил «Оскар» за лучшую режиссуру. Кроме того, оператор «Выжившего» Эммануэль Любецки был отмечен наградой Американской киноакадемии третий раз подряд. В прошлом году он получил «Оскар» за «Бердмэна» (Birdman)того же Иньярриту, а в 2014 году Любецки был удостоен своей первой премии «Оскар» за фильм «Гравитация» (Gravity) Альфонсо Куарона.
Но главной премией «Выжившего», конечно, стал «Оскар» для Леонардо Ди Каприо, который с шестой попытки всё-таки получил заветную статуэтку. Фильмы Мартина Скорсезе и Джеймса Кэмерона не смогли принести актёру премию Американской киноакадемии, но роль охотника Хью Гласса в фильме — теперь уже точно любимого режиссёра Голливуда Иньярриту — наконец была отмечена суровыми академиками.
«Выживший» — фильм об отношениях человека и окружающего мира. 2015 год был самым жарким в истории, нашей съёмочной группе было нелегко найти место, где есть снег. Климат меняется у нас на глазах, и это самая большая угроза для человечества. Нам нужно работать сообща, перестать тратить время впустую, поддерживать тех государственных лидеров, которые думают в пользу не больших корпораций, а всего человечества, коренных народов, меньшинств, всех, чьи голоса не слышны и проигрывают в борьбе с жандностью и стремлением к обогащению. Давайте не будем принимать нашу планету как должное. Также и я не принимаю свою сегодняшнюю награду как должное», — сказал Ди Каприо, получая награду.
Но «Оскар» Ди Каприо далеко не единственная первая и по-настоящему заслуженная статуэтка на 88-й церемонии. Обладателем первого «Оскара» стал и 87-летний итальянский композитор Эннио Морриконе за работу над фильмом «Омерзительная восьмерка» (The Hateful Eight) Квентина Тарантино. Он, как и Ди Каприо, был номинирован на премию шесть раз и даже уже получил в 2007 году почётный «Оскар», однако именно в призовой категории это первая работа легендарного композитора.
Другие актёрские награды были распределены по достоинству. Британец Марк Райлэнс стад лучшим актёром второго плана за роль советского разведчика Рудольфа Абеля в драме Стивена Спилберга «Шпионский мост» (Bridge of Spies). Конкуренцию Райлэнсу составляли Том Харди («Выживший», The Revenant), Марк Руффало («В центре внимания», Spotlight), Кристиан Бэйл («Игра на понижение», The Big Short)и Сильвестр Сталлоне («Крид: Наследие Рокки", Creed). Марк Райлэнс номинировался на премию «Оскар» впервые за свою карьеру.
Исполнительницей лучшей женской роли названа актриса Бри Ларсон, сыгравшая главную роль в драме Ленни Абрахамсона «Комната» (Room), повествующей о похищенной много лет назад Ма (Бри Ларсон), которая безвылазно живет в крохотной комнате со своим пятилетним сыном, родившимся от похитителя и, соответственно, ничего, кроме комнаты, за свою жизнь и не видевшим. Это первый «Оскар» Ларсон, ранее за фильм «Комната» Ларсон получила премию «Золотой глобус».
Шведская актриса Алисия Викандер получила свою первую премию "Оскар" в номинации "лучшая женская роль второго плана" за работу в фильме Тома Хупера «Девушка из Дании» (The Danish Girl), в котором она сыграла художницу Герду Вегенер. На «Оскар» Викандер была также номинирована впервые. Конкуренцию ей составляли Кейт Уинслет («Стив Джобс», Steve Jobs), Руни Мара («Кэрол», Carol), Рэйчел МакАдамс («В центре внимания"
», Spotlight) и Дженнифер Джейсон Ли («Омерзительная восьмерка», The Hateful Eight).
Однако лидером по числу наград стал фильм Джорджа Миллера «Безумный Макс: Дорога ярости» (Mad Max: Fury Road), который в итоге получил шесть статуэток «Оскара». Новая часть франшизы о воине Максе Рокатански была отмечена в категориях «лучшая работа художника-постановщика», «лучшая работа художника по костюмам», «лучший монтаж звука», «лучшее сведение звука» и «лучшие грим и прически».
Российский претендент на премию «Оскар» — режиссёр Константин Бронзит с короткометражным анимационным фильмом «Мы не можем жить без космоса» — остался, к сожалению, без наград. Его опередил чилийский мультфильм «Медвежья история» (Bear Story). Зато лучшим полнометражным мультфильмом ожидаемо стала «Головоломка» (Inside Out) Пита Доктера и Джонаса Риверы. Также никого не удивили итоги в категориях «лучший документальный полнометражный фильм» и «лучший фильм на иностранном языке». В первой победила картина Азифа Кападиа «Эми» (Amy), рассказывающая о жизни и творчестве британской певицы Эми Уайнхаус (1983-2011). Фильм подробно останавливается на первых шагах певицы в мире музыки, показывает её в кругу близких и друзей, рассматривает все ключевые моменты в жизни Эми Уайнхаус, признанной критиками одной из ведущих британских певиц 2000-х годов. Премьера ленты Азифа Кападиа состоялась в рамках внеконкурсной программы 68-го Каннского кинофестиваля в мае этого года. Картина вызвала недовольство со стороны родственников певицы, однако была хорошо воспринята критиками и зрителями.
Во второй — венгерская лента «Сын Саула» (Saul Fla)Ласло Немеша. Картина рассказывает о двух днях заключенного из зондеркоманды Освенцима Саула Аусландера, сжигающего трупы, но пытающегося достойно похоронить тело мальчика, которого он принимает за своего сына. Картина снята от первого лица, что поразило жюри и зрителей Каннского кинофестиваля, где состоялась премьера ленты в мае прошлого года. «Сын Саула» был отмечен Большим призом жюри Каннского смотра и премией критиков FIPRESCI. В январе этого года лента также получила премию «Золотой глобус».