С красной строки. Как писали «Тотальный диктант»
Так выглядел Тотальный диктант-2014 в Новосибирском государственном университете. Фото Антона Уницына |
На моих часах почти 15.00 ― время, когда в Москве начинают читать «Тотальный диктант». Несмотря на попытку выйти пораньше, чтобы занять место поближе, опаздываю на пять минут.
Вбегаю в круглую аудиторию Международного университета в Москве. Диктатор ― так на местном наречии называют тех, кто читает текст, ― опаздывает ещё больше. Но звёздам, похоже, положено быть непунктуальными: моим чтецом будет стилист и телеведущий Владислав Лисовец.
Только в Москве более чем на 250 площадках диктаторы прочтут отрывок из книги «Этот древний, древний, древний мир» детского писателя и сценариста Андрея Усачёва.
Вокруг меня практически одни девушки, парней всего трое или четверо. Наконец входит диктатор.
― Я в первый раз на «Тотальном диктанте». Пока приводил себя в порядок, вы могли устроить личную жизнь, ― шутит Лисовец.
― Если только с вами, ― шепчет девушка рядом со мной.
В аудитории не слишком хорошая акустика. Колонки дают сильное эхо. Вначале текст с экрана проектора читает сам Андрей Усачёв. Нам досталась третья часть ― об истории Олимпийских игр. На слух текст кажется совсем несложным, но понять, как расставить знаки препинания, из авторского прочтения практически невозможно.
Влад Лисовец блистает белозубой улыбкой, загаром и безупречной причёской. Клетчатая рубашка, пиджак, подвернутые выше щиколотки штаны и недешёвые кроссовки New Balance ― всё выдаёт в нём повзрослевшего хипстера из Парка Горького.
― Если что, мы подскажем вам понять интонацией, ― даёт надежду филолог Оксана Гречанюк.
― Да, ― подхватывает Влад, ― причешу и укладку сделаю.
Поностальгируем
Организаторы «Тотального диктанта» ― студенты из Новосибирска. Первый диктант состоялся в 2004 году. Фото Антона Уницына |
Организаторы «Тотального диктанта» ― студенты из Новосибирска. Первый диктант состоялся в 2004 году и был похож скорее на студенческий капустник. Студенты пригласили любимого преподавателя прочесть отрывок из русской классики, а затем наградили отличников шуточными призами.
Идея «выстрелила» и из местечкового развлечения в студенческом клубе превратилась в межстрановой и даже межпространственный проект. В 2014 году его писали на Международной космической станции, а в 2016 диктант вышел в открытое море ― его писала команда барка «Крузенштерн».
Ежегодно «Тотальный диктант» пишут тысячи русскоговорящих по всему миру. Проверить свою грамотность может любой желающий, предварительно зарегистрировавшись на сайте totaldict.ru. В качестве диктаторов выступают артисты театра и кино, ведущие центрального телевидения, правительственные чиновники, писатели, филологи и журналисты ― грамотное привлечение внимания обеспечивает проекту ежегодно растущий рейтинг. Проект некоммерческий: никто не получает деньги за диктовку, никто не платит за участие. Тем не менее, у «Тотального диктанта» есть крупные партнеры и спонсоры, ведь грамотность теперь в моде.
Кстати, в бланке регистрации не обязательно указывать настоящее имя, а графу с оценкой можно и вовсе зачеркнуть ― в этом отличие «Тотального диктанта» от школьного. Вам просто обозначат ваши ошибки.
Тяжело в учении
Подготовиться можно как на бесплатных занятиях в вузах, так и онлайн. Фото Антона Уницына |
― Сегодня нас снимает НТВ, поэтому я попрошу вас десять минут посидеть с опущенными головами над упражнениями на -н и -нн в разных частях речи, ― говорит один из организаторов «Тотального диктанта» в Москве Мария Рогальская.
Подготовиться можно как на бесплатных занятиях в Российском государственном гуманитарном университете, так и онлайн: запись каждого урока с разбором правил и упражнениями доступна на сайте. На одном из таких уроков в РГГУ тестовый диктант пишу и я. Со школьных времён прошёл десяток лет, слой пыли на учебнике Розенталя успел окаменеть. Не могу принять однозначное решение: двоеточие или тире? А если есть зависимые слова, то частицу не с прилагательным точно писать раздельно?
Исключения на одну и две -н ― отдельная песня. Кованый, жёваный, а дальше?
― Кто-нибудь может мне сказать, какого спряжения глагол «лететь»? ― обращается к аудитории Мария.
Слабые выкрики слышатся то с одного, то с другого конца аудитории.
― Второго, ― наконец отвечает Мария. ― «Летишь», «летите», а по форме инфинитива «лететь» кажется, что первого. Просто мы не все исключения в школе изучаем.
Итог занятия для меня неутешителен: в пробном диктанте восемь ошибок, в основном связанных с прямой речью ― попалась на уловки диктатора, делавшего намеренные паузы.
― Каждый знак препинания имеет свою функцию, служит для чего-то. Но помните, что если мы можем трактовать вариативность постановки знака в вашу пользу, мы это делаем. Мы на стороне пишущего, ― заключает Мария.
Легко в бою
Около ста человек сидят в круглом зале, склонив головы на бок, и пишут одинаковыми ручками один и тот же текст. Фото Антона Уницына |
Без двадцати четыре Владислав Лисовец произносит гагаринское «Поехали!» и начинает диктовать. Его мягкий голос отражается от круглых стен.
― Лавр в Древней Греции был на вес золота, ― читает стилист, выдерживая паузу. ― Лавр в Древней Греции… был на вес золотца.
В аудитории хохот.
― Золотца, ну надо же! ― восклицает звёздный диктатор. ― На вес золота, конечно же. ― Напишете диктант, тогда посмотрим, кто из вас золотце.
Около ста человек сидят в круглом зале, склонив головы на бок, и пишут одинаковыми ручками один и тот же текст. Диктант звучит как заклинание. Периодически экзаменуемых просят обратить внимание на экран: на нём возникают подсказки наподобие «эллины пишем с двумя -л». Ведущий одёргивает девушек в первом ряду амфитеатра за мобильные телефоны: какой смысл обманывать, если пришёл проверить себя?
Финальное прочтение, последние исправления, и толпа тянется сдавать листки. Тексты ложатся неровной стопкой на стол.
― Заберите его у меня уже, я начинаю в себе копаться.
Девушка рядом со мной явно нервничает.
― Кто желает сделать фотографии с Владом, проходите от меня по левую сторону, ― объявляет ведущий. Он одет в цвета российского флага: синий костюм, белая рубашка, красный галстук.
Очередь сделать селфи с Лисовцом упирается в конец коридора.
Владислав Лисовец. Фото с официального сайта |
― Скажите, а каким шампунем вы моете голову?
― Всяким, какой под руку попадется. А вообще гелем для душа, чтобы волосы пожестче были. Я им мою всё. А что вы смеётесь?
― А вы сами пишете что-нибудь?
Стилист раздаёт автографы.
― Книги! ― смеётся Влад. ― Поймите, я живу в своё удовольствие. Вот когда мне будет лет семьдесят, тогда начну. Мемуары… Вот вы меня отвлекли своим вопросом, и я свое имя забыл. Пишу «Владимир».
― А вы знаете скороговорки? Вам наверняка приходилось их повторять, ведь вы же телеведущий.
― Ни одной не знаю. У меня и речь поставлена, и голос ― это всё от отца.
― А можно я покажу на вас пальцем? ― робко спрашиваю я, когда подхожу фотографироваться.
― Делайте, что хотите, я готов!
Похоже, ген терпеливо делать селфи и подписывать карточки у Влада тоже есть.
Повторим
Финальное прочтение, последние исправления, и толпа тянется сдавать листки. Тексты ложатся неровной стопкой на стол. Фото Антона Уницына |
В 22.00 на сайте totaldict.ru нахожу текст, который сегодня со мной писали тысячи человек. Четыре ошибки, пять... Одну впопыхах исправила в самом конце. На неправильную. Отличником мне не быть, приз не получить, «золотцем» не стать.
Итоги диктанта подведут после 20 апреля, проведут открытую работу над ошибками и наградят отличников. Но уже сейчас известно, что в этом году диктант писали десятки тысяч человек в 732 городах, на 2 185 площадках ― в разных часовых поясах, на суше, море и в небесах.
Не удивлюсь, если в следующем году участники «Тотального диктанта» полетят на воздушном шаре и прочтут текст на весь русскоговорящий мир. Всё-таки объединить нас может не только плохой футбол.
На слайдере — «Тотальный диктант» в Кемеровском государственном университете