КиберМышкин: «Сноуден» Оливера Стоуна
Оливер Стоун снял фильм об Эдварде Сноудене, знаменитом бывшем агенте ЦРУ и АНБ. Фильм исследует мотивы, по которым этот гик-тихоня решился рассказать миру о тотальной слежке, установленной американскими спецслужбами при помощи информационных сетей.
![]() |
Реальные события ещё свежи в памяти; тем интереснее наблюдать, как пульсирующая реальность ю-туба с его водопадом терабайт переправляется умелым режиссёром не только в политический триллер, но и масштабный роман идей. Стоун ― по-прежнему азартный, легко воспламеняемый художник, чувствующий время с какой-то звериной интуицией.
Для благодарной аудитории, которая верит в «теории заговора», этот фильм, конечно, станет ещё одним доводом в споре. Но даже скептик, полагаю, будет следить за историей, рассказанной увлекательно и со знанием дела. Как и в случае с фильмом про Кеннеди, ловишь себя на «постыдной» мысли: тебе уже не важно, как там все было на самом деле, настолько живо то, что воспроизвёл и реконструировал на экране Стоун.
![]() |
Так кто он, мистер Сноуден, ― странный киберкнязь Мышкин, взыскующий правды и справедливости? Изменник Родины? А может, просто сумасшедший?
Сноуден Стоуна ― живой, страстный, фанатичный, сложный. Да, все мотивы проговорены в фильме чуть ли не прямым текстом: сначала герой не хочет слышать никакой критики правительства («не люблю катить на свою Родину»), потом осознаёт, что защищает «не сограждан, а превосходство своего государства». Но эти моралите фильму не мешают, и эволюция героя показана весьма убедительно.
Сноуден на наших глазах превращается сначала в успешного хакера, потом в разработчика секретных программ контроля, затем становится краеугольным камнем системы, и, наконец, эту систему разрушает, осознав масштабы бедствия, виновником которого стал и он сам. Следя за этим восхождением, ты оказываешься в эпическом повествовании, чем-то напоминающем «Матрицу», с одним отличием: это не вымысел.
![]() |
Заметим, что эксперты уже сейчас называют «Сноудена» самым крупным финансовым провалом Стоуна. Сам режиссёр стоически переносит тот факт, что его фильм, вероятней всего, не окупится. Тем более смелым кажется его гражданский и художнический жест: такого героя, как Сноуден, выбивающегося из голливудского канона, не должно было быть, а он существует.
Каждая деталь в фильме служит созданию образа Сноудена как пророка новой эры, ― даже эпилепсия, «священная болезнь», настигающая героя неожиданно, когда ему необходимо принять мучительный выбор. С другой стороны, этот Сноуден ― великий игрок, недаром он то и дело вертит в руках «кубик Рубика». Кстати, это деталька, подсказанная режиссеру самим прототипом.
![]() |
И это в фильме Стоуна-гуманиста ― пожалуй, самое главное открытие.
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале