КиберМышкин: «Сноуден» Оливера Стоуна
Оливер Стоун снял фильм об Эдварде Сноудене, знаменитом бывшем агенте ЦРУ и АНБ. Фильм исследует мотивы, по которым этот гик-тихоня решился рассказать миру о тотальной слежке, установленной американскими спецслужбами при помощи информационных сетей.
Реальные события ещё свежи в памяти; тем интереснее наблюдать, как пульсирующая реальность ю-туба с его водопадом терабайт переправляется умелым режиссёром не только в политический триллер, но и масштабный роман идей. Стоун ― по-прежнему азартный, легко воспламеняемый художник, чувствующий время с какой-то звериной интуицией.
Для благодарной аудитории, которая верит в «теории заговора», этот фильм, конечно, станет ещё одним доводом в споре. Но даже скептик, полагаю, будет следить за историей, рассказанной увлекательно и со знанием дела. Как и в случае с фильмом про Кеннеди, ловишь себя на «постыдной» мысли: тебе уже не важно, как там все было на самом деле, настолько живо то, что воспроизвёл и реконструировал на экране Стоун.
Так кто он, мистер Сноуден, ― странный киберкнязь Мышкин, взыскующий правды и справедливости? Изменник Родины? А может, просто сумасшедший?
Сноуден Стоуна ― живой, страстный, фанатичный, сложный. Да, все мотивы проговорены в фильме чуть ли не прямым текстом: сначала герой не хочет слышать никакой критики правительства («не люблю катить на свою Родину»), потом осознаёт, что защищает «не сограждан, а превосходство своего государства». Но эти моралите фильму не мешают, и эволюция героя показана весьма убедительно.
Сноуден на наших глазах превращается сначала в успешного хакера, потом в разработчика секретных программ контроля, затем становится краеугольным камнем системы, и, наконец, эту систему разрушает, осознав масштабы бедствия, виновником которого стал и он сам. Следя за этим восхождением, ты оказываешься в эпическом повествовании, чем-то напоминающем «Матрицу», с одним отличием: это не вымысел.
Заметим, что эксперты уже сейчас называют «Сноудена» самым крупным финансовым провалом Стоуна. Сам режиссёр стоически переносит тот факт, что его фильм, вероятней всего, не окупится. Тем более смелым кажется его гражданский и художнический жест: такого героя, как Сноуден, выбивающегося из голливудского канона, не должно было быть, а он существует.
Каждая деталь в фильме служит созданию образа Сноудена как пророка новой эры, ― даже эпилепсия, «священная болезнь», настигающая героя неожиданно, когда ему необходимо принять мучительный выбор. С другой стороны, этот Сноуден ― великий игрок, недаром он то и дело вертит в руках «кубик Рубика». Кстати, это деталька, подсказанная режиссеру самим прототипом.
И это в фильме Стоуна-гуманиста ― пожалуй, самое главное открытие.
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале