В школах Украины вместо Толстого и Достоевского будут изучать современных авторов
Так, в программу для пятиклассников добавили произведение «Чарли и шоколадная фабрика», а в 7-м классе будут читать сказку «Бродячий замок Хоула» Дианы Джонс.
Ведомство обнародовало предварительную версию программы для школьников 5-9 классов, финальная редакция которой будет представлена в мае, сообщает ТАСС.
Из программы «Мировая литература» убрали классиков, добавив больше произведений современных авторов. Например, в программу для пятиклассников добавили произведение «Чарли и шоколадная фабрика», в 7-м классе будут читать сказку «Бродячий замок Хоула» Дианы Джонс, в 8-м классе — роман современной российской писательницы Марины Аромштам «Когда отдыхают ангелы», а в 9-м — «Убить пересмешника» Харпер Ли и «451 градус по Фаренгейту» Рэя Бредбери. Убрали из программы романы и повести Льва Толстого и Фёдора Достоевского, а вот Чехова, Гоголя, Булгакова и Гейне с Гёте оставили.
Общественная критика
Такие нововведения вызвали бурную дискуссию общественности.«Я считаю, что новая программа — победа в пользу главного, чего мы ждём от предмета: привить детям любовь к чтению. "Чарли и шоколадная фабрика", "Убить пересмешника" — очень модно, это именно то, что хотелось бы увидеть у ребёнка на столе», — рассказала изданию «Украинские Вести» мама двоих школьников Марина Соколик из Харькова.
«Прививать любовь к чтению Поттерами и Нарнией не стоит. Дети "подсядут" на поверхностные произведения, и через несколько лет мы воспитаем аудиторию читателей бульварных романов. Достоевского убрали, а ведь есть у него замечательная повесть "Подросток" — о вхождении во взрослую жизнь», — сказала изданию учительница зарубежной литературы Светлана Демиденко.
Она также раскритиковала предложенный минобразования порядок изучения литературных произведений, который не соответствуют возрасту школьников.
«В программе нелогично выстроен порядок произведений. Зачем ребёнку в 10-11 лет в 5-м классе давать сказки Андерсена, которые мамы читают дошкольникам. А ещё — сначала мы проходим детективы (Дойла и Эдгара По), то есть серьёзную классику, а потом — возвращаемся к примитиву: читаем сказку о замке («Бродячий замок»). Нелогично», — говорит Демиденко.
Кадр из фильма «Война и мир» (реж. Сергей Бондарчук, 1965 г.) |
Обнародованная ведомством редакция наработок по изменению школьных программ для 5-9 классов является уже второй по счёту редакцией. Обсуждение данного варианта, к которому могут приобщиться все желающие, продлится до 4 апреля. Всего школьники, их родители и педагоги прислали около тысячи замечаний по 13 предметам, часть из них приняли, в два раза больше отклонили. Финальные версии программ будут представлены в начале мая.
«Украиноцентристская» концепция образования
В настоящее время минобразования разрабатывает новый профильный закон, Концепцию новой украинской школы, согласованной с Национальной академией педагогических наук Украины. Новый закон позволит пересмотреть образовательные стандарты и изменить учебные программы.Министр образования и науки Украины Лилия Гриневич ранее отметила, что сейчас стоит задача внесения изменений в учебные программы в свете исторических событий, произошедших в стране за последние два года.
В сентябре прошлого года коллегия министерства образования и науки Украины одобрила 25 программ для 9 класса. В частности, наибольшие изменения претерпели программы по истории Украины и географии. В ведомстве подчёркивали, что программы пересмотрены с «украиноцентристской» точки зрения.
В 2015 году минобразование уже утвердило «Концепцию национально-патриотического воспитания детей и молодёжи». Согласно тексту концепции, важную роль в просветительской деятельности должны занимать восстановление исторической памяти о периодах государственной традиции на Украине, в частности «периодах Киевской Руси, Великого княжества Литовского, Войска Запорожского, Гетманщины, Украинской народной республики, Гетманата Павла Скоропадского, Западно-Украинской народной республики, Карпатской Украины и других украинских освободительных проектов».
Особое значение, согласно документу, приобретает знакомство с историей в период борьбы за государственную независимость в ХХ-ХХI веках.
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале