Помогите, Люди-Добрые: «Пельмешки на Плешке» выросли до фонда

Горячий суп, макароны с тушенкой, хлеб с маслом, чай — чтобы получить такой паек, каждый вторник на площади трех вокзалов собирается очередь людей, для которых это, возможно, единственный прием пищи за день. Волонтеры движения «Пельмешки на плешке» с 2009 года помогают бездомным — едой, теплой одеждой, лекарствами, работой. А теперь подали документы на регистрацию в качестве благотворительного фонда «Люди-Добрые». Насколько проще помогать, когда вы — юридическое лицо?
 
 Фото: Волонтёрская группа «Пельмешки на Плешке» 

Программа нового фонда в одном слайде: приобщение к труду, создание мобильных групп, сопровождение. В зале дизайн-завода «Флакон» — больше 30 человек. И еще 1,5 тысячи — небывалая цифра — аудитория онлайн-трансляции:

— Это факт: кормежка уменьшает статистику мелких преступлений. Но когда мы проводим массовые кормления, когда вот эта толпа людей возбужденных с драками-криками, — этого недостаточно, часто это совсем не на пользу, — рассказывает Дмитрий Чурбанов, один из инициаторов создания фонда «Люди-Добрые». — Мы хотим делать мобильные бригады, отвозить на какое-то подмосковное хозяйство, чтобы они там трудились — например, бревна таскали — и этим зарабатывали.

Дмитрий Чурбанов, научный сотрудник МФТИ, в движении «Пельмешки на Плешке» с самого основания. Тогда студент последних курсов факультета ВМК МГУ вместе с единомышленниками начал варить пельмени для кормления бездомных  — на квартире у блогера Елизаветы Олескиной, основателя благотворительного фонда «Старость в радость». Потом готовить еду стали уже на кухне Татьянинского храма. А кроме того, адресно помогать нуждающимся.

 
 Фото: Волонтёрская группа «Пельмешки на Плешке» 

«ТД» публиковал несколько таких историй: Диму, современного Веничку Ерофеева, устроили в больницу; Маше, которая потеряла паспорт еще во времена СССР и в современной России считается «лицом без гражданства», нашли работу и дом; Лёня — «Пельмешки» оплатили ему проживание в хостеле —  сам стал волонтером. И вот теперь новый этап — движение превратилось в некоммерческую организацию.

Площадку для презентации фонда, а также для склада, куда можно будет привозить теплые вещи, предоставили туристическое агентство «Чиптрип» и «Флакон». На волонтеров они вышли сами, когда узнали, что «Пельмешки» больше не просто команда энтузиастов, а законное НКО.

— Нам раньше хотели помочь наладить сотрудничество с одной организацией как постоянным спонсором, но отказали в тот момент, когда узнали, что мы не оформлены как юрлицо. Это в принципе невозможно, когда ваши реквизиты — просто банковская карта одного из волонтеров. Зато теперь компании смогут ежемесячно делать нам пожертвования на какую-то сумму на основании подписанного договора, — говорит Татьяна Бибикова.

 
 Фото: Волонтёрская группа «Пельмешки на Плешке» 

Татьяна — выпускница географического факультета МГУ — сегодня работает аналитиком в консалтинговой группе. В «Пельмешки» ее привел друг семь лет назад.

— Я была активным волонтером до 2012 года. Потом уехала в Англию, где прожила до 2016-го. А когда вернулась, увидела, что в движении мало чего изменилось: по-прежнему все ограничивается сбором вещей, 10-15 постоянных добровольцев — в основном, прихожане храма — готовят на 100-150 человек и раздают в специальной палатке на «Плешке» — так на жаргоне называют площадь трех вокзалов. На самом деле это специально отгороженное помещение за Ярославским. Но мое убеждение — мало просто кормить бездомных. Некоторых людей это наоборот расслабляет и не мотивирует двигаться дальше, они становятся более ленивыми, в худшем случае — просто спиваются. И вот тогда у меня возникла идея, что надо это все оформлять и как-то расширяться.

В Великобритании Татьяна подсмотрела схему волонтерской деятельности, при которой благотворительным организациям предоставляется помещение, где бездомные могут жить, готовить себе еду и заниматься постоянным трудом:

— Например, есть такая организация «Эммаус». Там неимущие реставрируют мебель или делают посуду и тем самым зарабатывают себе на жизнь. Эту утварь поставляют в специальные «чарити-шопы», и люди это охотно покупают. Таким образом, люди постоянно заняты, они не на улице, у них есть пропитание, и при этом они социализируются. Моя мечта — чтобы подобное появилось в России. Еще я советуюсь с фондами, которые помогают бездомным и беженцам за границей, их опыт тоже можно перенять.

 
 Фото: Волонтёрская группа «Пельмешки на Плешке» 

Людей «с пустым паспортом» — без регистрации — или вообще без документов в России не принимают на работу. В статусе НКО у волонтеров больше возможностей помогать своим подопечным, считает Дмитрий Чурбанов:

— Например, их можно будет устроить по трудовому договору в этот же самый фонд. Хотя бы чисто формально, для начала. А там, глядишь, что-то и поменяется. Да и к нам смогут обращаться работодатели, которые не побоятся взять таких людей на подработку — с нашим поручительством.

— Официально оформленные, мы будем иметь больший вес в обществе, — добавляет Татьяна. — Мы сможем взаимодействовать с государством, участвовать в общероссийских проектах, решать актуальные вопросы по бездомным с другими организациями, подавать документы на различные гранты. Мы уже сейчас стали сотрудничать с другими фондами, которые взаимодействуют только с юридическими лицами. И нами заинтересовались некоторые профильные организации — в частности, что касается поставок продовольствия для наших готовок.

Чтобы получить свидетельство Министерства юстиции и выписку из ЕГРЮЛ, «Люди-Добрые» определили учредителя — им стал Дмитрий Чурбанов, совет фонда — в него вошли Татьяна Бибикова и еще несколько постоянных волонтеров движения, сняли офис в центре Москвы — у организации по закону должен быть юридический адрес, сформировали устав. НКО будет подлежать ежегодному аудиту, предоставлять отчетность и проходить проверки. Все предельно прозрачно.

 
 Фото: Волонтёрская группа «Пельмешки на Плешке» 

— Почему вы поменяли название?

— Это довольно глупая история, — смеется Дмитрий. — Один раз подошли к владыке Пантелеимону (Шатову), главе православной службы помощи «Милосердие» (епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон — председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви — «ТД»), на одном мероприятии, мол, разрешите, с нами еще «Пельмешки»? А он: «Что?! Никаких пельмешек!» Ну, у владыки свой взгляд... В общем, мы решили сделать ребрендинг. Но как проект «Пельмешки», разумеется, останутся — мы по-прежнему будем кормить нуждающихся на «Плешке».

После встречи на дизайн-заводе «Флакон» в фонд помощи бездомным и неимущим «Люди-Добрые» записалось несколько десятков волонтеров. И уже на следующую готовку на кухне Татьянинского храма появились новые рабочие руки, хотя людей по-прежнему не хватает. Теперь задача — сделать внятный и доступный сайт. Может, с помощью кого-то из вновь привлеченных добрых людей. 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале