В Лондоне появится чеховский сад
Фото: Inchehov.ru |
Британский Фонд Антона Чехова, основанный в 2008 году в Лондоне переводчицей и биографом писателя Розамунд Бартлетт, разрабатывает проект «Сад лекарственных растений Антона Чехова» (Chekhovʼs Physic Garden), сообщает портал «Чехов сегодня».
Проект готовится для Цветочного шоу Hampton Court Flower, которое пройдет в июле 2018 году в Лондоне. Это знаковое мероприятие ежегодно устраивает Королевское садоводческое общество с 1804 года.
Антон Чехов широко известен во всем мире как писатель и драматург, а данный проект призван рассказать о нём как об увлечённом садоводе, враче и филантропе.
Идея создания «чеховских садов лекарственных растений» была задумана Фондом Антона Чехова для создания тихих и красивых уголков при больницах, где пациенты и медицинский персонал смогли бы время от времени отдохнуть от больничной суеты.
Образ и дизайн создаваемого «чеховского сада» вдохновлён садом Антона Павловича Чехова в Мелихове. В настоящее время музей-заповедник оказывает авторам проекта консультационную поддержку, предоставляет необходимые документы и материалы.
Площадь сада составит около 80 кв. м. Его обнесут лёгкой деревянной изгородью, орнамент и детали которой выполнят в точном соответствии с рисунком архитектурной отделки знаменитого мелиховского флигеля. Такое решение авторы объясняют особой символической значимостью мемориального флигеля. Именно здесь Антон Павлович написал свою знаменитую пьесу «Чайка», здесь лечил больных, здесь любил уединяться.
В центре уютного сада под яблоней будет стоять мелиховский садовый столик, хорошо известный по чеховским фотографиям. В глубине сада посадят сирень, берёзы и небольшие хвойные деревья. Садовый столик будет стоять на поляне, окружённой стогами сена, цветами и лекарственными травами.
Чехов ― садовник
Антон Павлович с удовольствием проводил время в саду ― не как созерцатель, а, скорее, как создатель и заботливый отец ― сад был его детищем.
«Многие видели, как он иногда по утрам, сидя на корточках, заботливо обмазывал серой стволы роз или выдергивал сорные травы из клумб», ― писал А.И. Куприн.
осадка и окопка деревьев, обрезка роз, внесение удобрений, полив, обвязка стволов на зиму ― все это Чехов старался делать самостоятельно, но объем работ был достаточно велик. Помогал ему нанятый работник ― сначала турок Мустафа («Физиономия добрая, силища громадная, нищета, трезвость и благородные принципы»), а после его ухода ― Арсений, «русский в пиджаке, грамотный, служивший в Никитском саду».
Фото: Rfc-online.ru |
Антон Павлович очень серьезно относился к подбору помощника, ведь на его плечи ложилась работа по уходу за садом, когда писатель покидал Ялту. Даже в поездках Чехов заботился о растениях, давая в письмах сестре дельные советы по агротехнике: «Скажи Арсению, чтобы окопал все фруктовые деревья, как окапывал когда-то я. Ширина окопа должна быть равна ширине кроны дерева», «...чтобы он теперь же, не дожидаясь, подвязал розы и все деревья; если что сломается от ветра, то виноват будет он».
Отлучаясь из Ялты, писатель просил сестру описывать в письмах состояние сада, саженцев и страдающих растений.
Очень много работал Чехов с каталогами растений, постоянно выбирая новинки для своего сада, привлекая к этому родных: «побывай на Мясницкой у Иммера и скажи, чтобы 1) выслали каталоги, все, какие имеются: семян, луковиц и проч. 2) (если не поздно) вышли 100 тюльпанов и 25 нарциссов».
Там же Антон Павлович заказывал и необходимый инвентарь: ярлычки для обозначения названий деревьев и химические чернила к ним, большие лейки, из Одессы выписывал горшочки для проверки всхожести семян и рассады. Растения чаще всего покупались по сухумским, московским и одесским каталогам, о новых приобретениях Чехов всегда спешил рассказать Марии Павловне: «Выписываю из Сухума чудесные ирисы, каких ты отродясь не видывала <...> Выписал 10 флоксов, которые посажу в одну кучу, и маку. Не выписать ли артишоков и спаржи? Напиши. У нас для них есть хорошее место».
Амариллисы, гладиолусы, лилии, конопля, клещевина, подсолнухи, ирисы японский и германский, хризантемы, различные бамбуки ― все эти растения прекрасно росли в чеховском саду.
С удовольствием Чехов давал советы по садоводству своим друзьям. П.Ф. Иорданову в Таганрог он писал: «Фруктовые деревья выписывайте от Дайбера, а все остальные ― от Роше. Рекомендую пирамидальную акацию, пирамидальную шелковицу, пестролистный клен и берлинский тополь, а из кустов ― айву (cydonia) и desmodium». И чуть раньше: «Когда я постарею, то буду проситься у Вас в городские садовники».