Как не сойти с ума, если ребенок учится в школе
Фото: Etkul.bezformata.com |
Мне кажется, труднее всего родителям первоклассников: ребенок еще маленький, его нужно не просто собирать и отводить в школу, но и просто объяснять, что такое уроки, домашнее задание, зачем нужно что-то писать, рисовать или лепить. Опустим даже бесконечные поделки и аппликации, которые родителям приходится ночами мастерить под видом детского творчества (нам, кстати, повезло: школа не свирепствовала в проведении конкурсов поделок, так что нам с женой не пришлось круглогодично собирать шишки, листья и цветы).
В общем, первые три класса нужно просто пережить и перетерпеть. Главная задача — не убить интерес к учебе, научить ребенка собирать вещи и следить за ними, а также постепенно готовить его к самостоятельным походам в школу. И не удивляйтесь, что все карандаши и ручки будут изгрызены, отобранный учительницей игрушечный пистолет навсегда останется в недрах школы, а в тетрадях и учебниках ребенка затеряются остатки его утренних бутербродов.
Обязательно научите своего младшеклассника считать деньги и следите за наличными в доме. Однажды в первом классе наш сын принес в школу три красивые бумажки по пять тысяч рублей. На одну из них он купил себе пирожок, а две другие «вернул» однокласснику, поскольку тот давал ему взаймы сто рублей. Нам повезло: родители обогатившегося ребенка оказались адекватными и вернули деньги, а продавцы в школьной столовой немедленно сообщили о произошедшем учительнице. С тех пор мы стараемся не хранить дома наличные деньги. Тем не менее, младшим школьникам все равно необходимо уметь самостоятельно рассчитываться в магазине или в столовой.
Примерно со второго-третьего класса в жизнь ребенка входят кнопочные телефоны и смартфоны. Опять же, будьте готовы, что ваше чадо рано или поздно потеряет или сломает гаджет (мы за два года сменили около трех кнопочных телефонов). Разумеется, придется следить, чтобы ребенок все-таки делал домашнюю работу, а не играл в смартфон. И вот тут начинается самое сложное.
Фото: Iz90.ru |
Домашнее задание и дергающийся глаз
Сейчас наш сын учится в пятом классе. В первые два года его учебы в школе мы, наверное, совершили все ошибки молодых родителей — так что не надейтесь, что педагогическое образование сильно помогает учить собственных детей (само по себе нет — сперва нужно «прочистить» собственную голову). Мы контролировали выполнение всех домашних заданий, ругали ребенка; нам не хватало терпения объяснить тему, мы не умели подать материал в игровой форме; и, наконец, нам казалось, что тройка, а уж тем более двойка сына делает нас плохими родителями. В результате примерно к январю у сына появлялись нервные тики, которые проходили к летним каникулам.
Со временем мы поняли, что никакая пятерка в четверти не стоит таких жертв. Плач и крики — плохие союзники в обучении, а общение с ребенком не должны сводиться к проверке заданий и подготовке уроков.
В третьем и четвертом классе стало полегче. Мы переехали и перевели ребенка в другую школу, где ему стало легче учиться. В конце третьего класса из-за карантина всех перевели на домашнее обучение, и мы стали настолько уставать, что перестали следить за всеми уроками. Неожиданно сын стал учиться лучше. Мы пару раз в неделю стали выборочно смотреть тетрадки, чтобы проверить, делает ли он вообще уроки. Оказалось — делает. В четвертом классе договорились, что мы помогаем, только если сыну трудно и он приходит к нам с вопросами. Разумеется, совсем без конфликтов не обошлось, но стало проще, и в четвертом классе тики у мальчика появились только в мае (но тут надо сказать «спасибо» ВПР — Всероссийской проверочной работе). Детей настолько сильно накручивают перед этой проверкой, что тики при таком подходе появились бы и у меня. Мы устроили ребенку несколько дней отдыха и разгрузки, в результате ВПР был написан.
Ох уж эти чаты
В прошлом году мы совершили одну большую ошибку. Нас уговорили участвовать с сыном в каком-то конкурсе. Нужно было написать «реферат» на исследовательскую тему за две недели. При этом ребенку ничего не объяснили, он выбрал тему, не поняв задания, и в результате за два дня до «часа Х» мы вместе с сыном сказали учителю, что не хотим участвовать в конкурсе.
Нервов было потрачено много, поэтому не бойтесь сразу объяснить ребенку и учителям, что он имеет право не участвовать, если не хочет и не понимает задания, во всевозможных конкурсах, смотрах и научных викторинах. Скажите ребенку, что всегда его поддержите и будете за него бороться и не бойтесь уважительно, но жестко говорить «нет» учителям, которым надо, чтобы кто-то из класса участвовал в конкурсах. Здоровье дороже.
Родительские чаты и сборы денег — это отдельная проблема. Первые два года моя жена была в родительском комитете. И вот, что мы поняли: не стоит туда вступать, если вы не обладатель железобетонных нервов и титанического спокойствия. Старайтесь минимизировать и свое присутствие в родительских чатах: самую важную информацию школа вам все равно передаст. При этом нужно защищать себя и свою семью от дополнительных трат на пафосный выпускной или сверхурочный подарок учителям.
Фото: Mzgazeta.ru |
11 лет — 11 рабочих часов в день
Наступил пятый класс. Со второго сентября у ребенка по шесть уроков плюс внеурочные занятия. Давайте просто посчитаем нагрузки: 6-8 часов в школе, потом выполнение домашних заданий, потом кружки (у кого они есть). В результате 11-летний ребенок занят больше, чем взрослый человек с восьмичасовым рабочим днем. В этих условиях физически невозможно выучить все предметы с одинаковым прилежанием. Поэтому дам вам совершенно непедагогический совет. Поговорите с детьми и вместе решите, какие предметы им интересны и важны, а какие нужно просто «сдать и забыть». Проще говоря, не требуйте максимального усердия по всем предметам. Давайте ребенку возможность отдохнуть. Быть здоровым физически и психически куда важнее, чем побеждать в олимпиадах.
Разумеется, это не значит, что детям нужно дать полную свободу и возможность «наплевать на школу». Разумный компромисс и сотрудничество превратят школьные годы в нормальную жизнь, а не в бесконечную погоню за идеалом.