Как устроено «Евровидение». Впечатления журналиста

В этом году Россия впервые не вышла в финал песенного конкурса «Евровидение»: нашей участнице Юлии Самойловой с песней I Won’t Break не хватило баллов. Зато автор «ТД» Дарья Лабутина побывала на конкурсе как аккредитованный журналист и теперь может рассказывать о секретах «Евровидения», как оно устроено и как в нем победить.
 

Где проходит «Евровидение»

Традиционно конкурс проходит в стране, которая одержала победу в прошлом году. 63-е «Евровидение» проводила Португалия в самой западной столице Европы ― Лиссабоне. В следующем году после победы Нетты Барзилай с песней Toy Евровидение переместится с крайнего запада на ближний восток ― в Израиль. Место проведения 64-го «Евровидения» вызвало вопросы у журналистов: в разгаре вооруженный конфликт, в стране неспокойно, но представители Израиля заверили нас, что безопасность в стране поддерживается на том же уровне, что в Португалии. Посмотрим. Во всяком случае, досмотр на входе в пресс-центр явно будет жестче, хотя и в Лиссабоне каждого посетителя зоны аккредитации обыскивали и просвечивали несколько пограничников. Нельзя было проносить воду и еду.

В этом году «Евровидение» проходило на нескольких площадках, разбросанных по всему городу. Выступали и репетировали артисты в «Алтис-арене», концертном зале на берегу реки Тахо в парке Наций, построенном для международной выставки в 1998 году. Там же находился пресс-центр, павильоны для пресс-конференций и комнаты для интервью. «Евродеревня» ― концертная площадка со свободным входом для всех желающих, где участники по очереди выступают каждый вечер, расположилась на центральной площади Коммерции перед визитной карточкой Лиссабона ― ярко-желтой Триумфальной аркой на улице Аугушта, где проезжает знаменитый желтый трамвай.

Подготовка к конкурсу

Готовиться к конкурсу участники начинают заранее. Юлия Самойлова заезжала в Лиссабон в апреле, чтобы записать видеооткрытку ― ролик об участнике в стране проведения, который демонстрируется перед выступлением в полуфинале. Приезжают музыканты примерно за неделю до первого публичного выступления. Каждому отведено два этапа репетиций по три прогона номера на камеры, в костюмах и со всеми декорациями ― так называемые dress rehearsals.

 
 Евровилэдж 

Журналистов пускают только на вторую репетицию. После второй репетиции положены пресс-конференции и сессии интервью. Затем каждый этап «Евровидения» прогоняют на сцене дважды: первый раз ― для журналистов, второй раз ― для судей. Только на третий показ продают билеты для фанатов, его же транслируют по телевизору в прямом эфире.

Внутренняя жизнь конкурса

Участники жили в разных местах, официальных отелях «Евровидения», которые по просьбе организаторов делают небольшую скидку. Встречались они либо в перерыве между многочисленными репетициями, либо на вечеринках, которые проходили в разных точках города каждый вечер. Внутренней жизни «Евровидения» как таковой нет, все заняты своим делом: артисты репетируют и общаются с журналистами, журналисты работают и смотрят за ходом репетиций.

 

Делегации иногда выезжали на организованные экскурсии ― например, Юлия Самойлова вместе со своей командой посетила неоготический замок Куинта да Регалейра в городе Синтра, а также монастырь Жеронимуш, где помолилась Богородице. К Ней же перед операцией по пересадке сердца обращался победитель прошлого Евровидения Сальвадор Собрал. Юлия встречалась с ним отдельно ― пообщаться по-человечески. Сальвадор рассказал ей пару историй из жизни и произвел на нашу участницу очень хорошее впечатление. Перед Днем Победы, который здесь не отмечается, наша делегация приняла участие в шествии «Бессмертный полк», которое организуют местные экспаты из России, Украины, Грузии и остальных стран-участниц войны.

Участники «Евровидения»

Меня впечатлила открытость и интернациональность конкурса. Например, среди волонтеров и журналистов были колясочники и люди с синдромом Дауна. Кажется, «Евровидение» ― одна большая семья, в которую принимают всех и в которой многие хотят остаться. Мне встретились журналисты, которые приезжают на конкурс по десятому разу, знают биографии всех участников и знакомы с целым пресс-центром. Среди участников тоже есть «старички», например, в Лиссабон приехал Александр Рыбак, победитель московского Евровидения-2009. Причем разделение на национальные делегации весьма условное. Песню для Юлии вместе с российским композитором Леонидом Гуткиным писали израильтяне, они же стояли на бэк-вокале.

 
 Александр Рыбак 

Выступают за определенную страну необязательно граждане, состав команд ― ем более многонациональный. Танцоры, сотрудничавшие в этом году с Рыбаком, в позапрошлом году выступали вместе с Сергеем Лазаревым, до этого ― в команде Швеции. А Филипп Киркоров, который сам на конкурсе выступал аж в 1995 году, успел побывать на Евровидении дважды с командой России, однажды с командой Украины, Белоруссии и на этот раз представлял Молдову как автор песни My lucky day группы DoReDos, победителей Новой волны-2017.

Почему мы не прошли

Песня участницы с инвалидностью Юлии Самойловой, пророчески названная I Won’t Break («Я не сломаюсь»), по музыкальному материалу сильная. Юля исполнила ее очень эмоционально и проникновенно, до мурашек. Когда я впервые услышала песню на репетиции, меня поразила ее искренность и трогательность, хотя и показалась слишком грустной для «Евровидения». Было заметно, что состязание и репетиции измотали Юлию к полуфиналу. Ее уже начали ограждать от прессы и излишнего общения с фанатами. На полуфинале сдали нервы ― она запнулась, очевидно, очень волновалась.

 
 Юлия Самойлова 

Я бы не стала обвинять «Евровидение» в политизированности. Новая двухэтапная система голосования устроена таким образом, что сначала голосуют члены жюри из каждой страны, а потом объявляют баллы каждого участника от телезрителей. Результаты первого и второго этапа отличаются значительно: по итогам первого этапа победить должен был участник из Австрии, но как только стали объявлять мнение зрителей, картина снова изменилась в пользу Израиля и Кипра.

Как победить на «Евровидении»

Какого-то универсального рецепта, конечно, нет. Бывает, что зрителей растрогает задушевная, лиричная песня, а то вдруг оценят традиционную, фольклорную музыку. Но чаще всего побеждают веселые, дискотечные песни, как это произошло теперь. На «Евровидении» в чести не традиционные ценности, а яркая и нестандартная индивидуальность, можно даже сказать, фриковатость, с актуальной и незаурядной позицией. Очень характерно, что в 2018 году после всех скандалов с харассментом в Голливуде и феминистскими движениями побеждает песня про боди-позитив и независимость от общественного мнения. Участница из Израиля Нетта Барзилай, веселая толстушка, по итогам зрительского голосования обогнала стройную красотку Элени Фурейра из Кипра с песней в стилистике Бейонсе.

 
 Нетта Барзилай 

Людям теперь хочется слышать со сцены слова поддержки от кого-то настоящего и естественного, а не того, кто приветствует давление навязанных стандартов внешности. На пресс-конференции победительница много говорила про выход из коробки, оригинальность и свободу выбора ― быть тем, кем хочется, и не следовать за модой. Сказала, что по приезде в Израиль первым делом отведает любимый хумус. А потом вся делегация спела «Хаву нагилу».

Фото автора

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале