Лето! Оно сживёт меня со света
Если первые два фильма из этого списка можно охарактеризовать весьма кратко («о цензуре» и «о деградации человека»), то с фильмом Серебренникова так сделать не получится. Такое ощущение, что «Лето» ― фильм обо всем сразу и об одной конкретной истории одновременно. Это, наконец-то, не театр на пленке, а настоящее кино о дружбе и любви, о творчестве, о внутренней свободе и внешней ограниченности, о музыке и прозе, о целой эпохе, показанной через личную историю взаимоотношений главных героев.
Одним словом, новый фильм Кирилла Серебренникова получился удачным. Имея в голове весьма неоднозначного «Ученика», такого не очень-то и ждёшь. Видимо, режиссёру, как футболисту, чтобы достигнуть «пика», надо долго готовиться и тренироваться. Картина участвовала на Каннском кинофестивале и даже была отмечена «Пальмовой ветвью» за лучший саундтрек, который заставляет зрителей в зале дергать головой и стучать по полу ногой в ритм музыки.
Впрочем, хорошая музыка ― не единственное достоинство картины. С первых кадров оператор Владислав Опельянц погружает зрителя в атмосферу Ленинграда 80-х годов (привязка к времени условная) и не отпускает до самого конца. Еще одна оригинальная находка ― мультипликационные вставки, которые в основном появляются в «клиповых» частях фильма, когда под музыку хитов тех времен в кадре появляются сцены из какой-то параллельной реальности, которые никак не могли бы произойти в описываемое время. В конце всегда появляется Скептик с табличкой «Этого не было», и фильм возвращается «на круги своя».
Конечно, не обойти стороной и актерский состав. Тео Ю, Роман Билык и Ирина Старшенбаум настолько тонко разыгрывают чувства и переживания героев, что к концу фильма каждого из них ощущаешь как родного, близкого человека. И плакать хочется, как Наташе, и курить, как Майку (курение вредит вашему здоровью ― «ТД»;)), и петь вместе с Витей, как лаково назвали его сценаристы.
На глазах у зрителя проходит история, начинавшаяся ослепительным успехом Майка Науменко (фильм назван в честь его песни) и закончившаяся приходом Виктора Цоя. Несмотря на разницу в характерах и творчестве исполнителей, они не выступают в качестве антиподов, а наоборот, спокойно сосуществуют. Один постепенно понимает, что его популярность проходит, и помогает второму себя заменить.
«Лето» ― не документальное кино, хотя за основу и взяты реальные события. А потому неуместны претензии типа «не было такого». Такое могло быть, иначе фильм не принимался бы за чистую монету (зритель всегда чувствует, когда ему врут).
Грустно лишь, что свой триумф Серебренников встречает, находясь под домашним арестом. Его не выпустили ни на премьеру «Нуреева» в Большой театр, ни в Канны на показ «Лета». Впрочем, раз речь идёт о настоящем художнике, то ситуация не нова.