Скончался поэт Наум Коржавин

Помимо официальных публикаций, в творчестве Коржавина была и подпольная составляющая — многие его стихи распространяли в самиздатовских списках. Во второй половине 1960-х поэт выступал в защиту «узников совести» Юлия Даниэля, Андрея Синявского, Юрия Галанскова, Александра Гинзбурга. Эти обстоятельства привели к запрету на публикацию его произведений.
 
Фото: ТАСС  

В США на 93-м году жизни скончался поэт, переводчик и драматург Наум Коржавин, сообщает ТАСС. 

Как сообщила его дочь Елена Рубинштейн, последняя воля поэта была, чтобы его похоронили в России, что и будет сделано. 

Биография поэта 

Наум Коржавин (настоящее имя ― Наум Моисеевич Мандель) родился 14 октября 1925 года в Киеве. Интерес к поэзии он проявлял с детства. 

В 1945 году поступил в Литературный институт, в котором учился в одно время с Расулом Гамзатовым. 

В 1947 году, в разгар сталинской кампании по «борьбе с космополитизмом», Коржавина арестовали и через восемь месяцев осудили по статье Уголовного кодекса СССР как «социально опасный элемент». 

Отбывал ссылку в Новосибирской области (1948-1951) и Караганде (Казахская ССР, ныне ― Республика Казахстан; 1951-1954), где окончил горный техникум. 

По амнистии получил возможность вернуться в Москву, в 1956 году был реабилитирован. Восстановился в Литературном институте, который окончил в 1959 году. 

Во время обучения Коржавин начал заниматься переводческой деятельностью и публиковать собственные стихотворения в журналах. Известность ему принесла публикация подборки стихов в альманахе «Тарусские страницы» (1961 год). В 1963 году вышел первый и единственный легально опубликованный в СССР сборник Коржавина «Годы». В 1967 году Московский драматический театр имени К.С. Станиславского (ныне ― «Электротеатр Станиславский») поставил его пьесу «Однажды в двадцатом». 

В 1950-1960-е годы многие работы Коржавина распространялись в самиздате. Поэт выступил в защиту арестованных «узников совести» ― литераторов Юлия Даниэля и Андрея Синявского, правозащитников Юрия Галанскова и Александра Гинзбурга ― что привело к фактическому запрету на публикацию его произведений. 

В 1973 году, после допроса в прокуратуре, Коржавин подал заявление на выезд из страны, объяснив свой шаг «нехваткой воздуха для жизни». 

Вскоре он эмигрировал в США, где продолжил литературную деятельность. В 1976 году во Франкфурте-на-Майне (ФРГ) вышел сборник его стихов «Времена», в 1981 году там же ― сборник «Сплетения». В эмиграции Коржавин создал еще две пьесы ― «Жить хочется (Однажды в двадцать втором)» и «Различные точки зрения» ― которые никогда не предлагал для постановки, а также большое число публицистических работ. Входил в состав редколлегии литературного журнала русской эмиграции «Континент». 

Фото: ТАСС  

Начиная с первых лет перестройки, Коржавин несколько раз приезжал в Москву, где проходили его авторские вечера и издавались книги ― стихотворные сборники «Письмо в Москву» (1991), «Время дано» (1992), «К себе» (2000), «Стихи и поэмы» (2004), «На скосе века» (2008), книга критических статей «В защиту банальных истин» (2003), книга воспоминаний «В соблазнах кровавой эпохи» (2005). 

Лауреат премий «Большая книга» (специальная номинация «За вклад в литературу», 2006), «Венец» (2015) и «Поэт» (2016). 

Коржавину посвящено несколько документальных фильмов. 

Как актер Наум Моисеевич появляется в роли шпрехшталмейстера константинопольского цирка в знаменитом фильме Алова и Наумова 1970 года «Бег» (номинация на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского МКФ) ― по Михаилу Булгакову. 

Мировоззрение 

В своих воспоминаниях и публицистических статьях Коржавин подробно рассказал об эволюции своих политических взглядов. В юности он отвергал сталинскую систему и в то же время разделял коммунистическую идеологию, противопоставляя советской действительности «подлинный коммунизм». К концу Великой Отечественной войны он начал «признавать» и оправдывать Сталина, о чём вспоминает с сожалением. Такое настроение сохранялось и после ареста. В ссылке он вновь стал антисталинистом, продолжая исповедовать коммунизм. По собственному признанию, Коржавин отказался от коммунистической идеологии в 1957 году. 

Как и многие эмигранты из СССР, на Западе Коржавин оказался на правом фланге политического спектра. В публицистике резко выступал не только против коммунизма, но и против западных «друзей СССР», а также против всех форм социализма и революционного движения («Психология современного энтузиазма», «За чей счёт? (открытое письмо Генриху Бёллю)»). Определял себя как либерального консерватора или «свирепого либерала». В спорах «русофобов» и «русофилов» занимал «русофильскую» позицию, отстаивал традиции русской культуры. В публицистике 1990—2000-х годов выступал как против коммунизма, так и против радикального либерализма, который упрекал в непродуманной и безответственной политике. 

В литературоведческих статьях отстаивал традиционную культуру, защищал христианскую мораль в искусстве, настаивал на необходимости глубокого человеческого содержания художественного произведения. Коржавин протестовал против романтической и авангардистской традиции презрения к обывателю, настаивал на том, что литература существует для читателя и должна к нему обращаться. Он защищал «органическую связь искусства с Высоким и Добрым». 

Именно искусство, стремящееся к гармонии, по Коржавину, удовлетворяет подлинную художественную потребность: «Прекрасное, то есть искусство, не должно подчиняться требованию полезности не потому, что это примитивно и стыдно, а потому, что оно и так полезно, если оно на самом деле искусство». Если стремление к гармонии отсутствует, искусство превращается в простое самоутверждение. С этих позиций Коржавин пересматривал наследие «серебряного века», высказывая упрёки даже в адрес Александра Блока («Игра с дьяволом») и Анны Ахматовой («Анна Ахматова и „серебряный век“«). Резко критиковал поэзию Иосифа Бродского, высмеивал его культ в интеллектуальной среде («Генезис „стиля опережающей гениальности“, или Миф о великом Бродском»).

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале