«Собибор»: забытый подвиг

Весной в прокат вышла военная драма «Собибор» ― режиссерский дебют Константина Хабенского, исполнившего в картине главную роль. «Подлинная история единственного успешного восстания в лагере смерти», ― анонсировали фильм его создатели. Лента снята по мотивам книги «Александр Печерский: прорыв в бессмертие» политолога Ильи Васильева.
 

Советский офицер Александр Печерский ― организатор единственного за все время Второй мировой войны успешного восстания в нацистском концлагере. Собибор был одним из лагерей смерти на территории Польши, предназначенных для истребления евреев. После побега узников лагерь был стерт с лица Земли как свидетельство позора арийской расы ― сегодня на его месте находится мемориал.

История восстания получила широкую известность после выхода в 1982 г. книги американского журналиста Ричарда Рашке Escape from Sobibor, созданной на основе воспоминаний бывших узников. В 1987 году по ней был снят одноименный фильм (актер Рутгер Хауэр получил за роль Печерского «Золотой глобус»). А вот русский перевод книги Рашке вышел только в 2010 году.

На Западе Печерский был героем. На Родине он оказался поражен в правах как бывший военнопленный, преследовался в рамках борьбы с космополитами, долго не мог устроиться на работу, хотя имел инвалидность... Международный трибунал приглашал его выступить свидетелем на Нюрнбергском процессе, но советские власти не выпустили ветерана из страны. По той же причине он не попал на открытие мемориала в Польше и на премьеру фильма «Побег из Собибора» в США. Печерский умер в 1990 году, а орденом Мужества был награжден всего два года назад.

 

Большинство россиян впервые услышали о Печерском именно благодаря «Собибору». Авторы фильма не скрывали, что ставили перед собой эту задачу. Те, кто побывал на премьере в кино, говорили о небывалой тишине на сеансах. Значит ли это, что картине удалось достучаться до сердец зрителей, задеть тонкие струны?

«Собибор» держит в напряжении от первой до последней минуты. Смотришь, не отрываясь, хотя иногда хочется закрыть глаза и не открывать их. Фильм долго не отпускает: нельзя просто выйти на титрах и вернуться к обычным делам. Хочется замкнуться в себе, помолчать.

С первых минут зрителя погружают в атмосферу нацистского лагеря. Фильм начинается со сцены прибытия поезда, привезшего в Собибор большую группу узников. Немцы успокаивают людей ложными обещаниями, изымая вещи и разлучая семьи «до утра» ― а чуть позже растерянные, остриженные женщины задыхаются в душевой от газа.

 

Сцену массового расстрела, когда немцы, дотошно следуя арифметике, убивают каждого десятого, смотреть тяжело. Но сильнее всего ― разнузданный праздник в лагере, где зверства надзирателей достигают апогея. Заключенные выстроились в ожидании нового расстрела, но фашисты со смехом стреляют в воздух: они решили дать волю фантазии. Обливают спиртом и поджигают заживо обезумевшего после потери жены ювелира; мальчика заставляют чистить обувь на мертвецах, подгоняя выстрелами пистолета; узников впрягают в телеги вместо лошадей и погоняют кнутом. Истязатели сотрясаются от хохота, а скрипачи продолжают играть...

Сложно делить героев на главных и второстепенных. В центре событий ― конечно, Печерский (Константин Хабенский): он смел и независим, переживает минуты отчаяния и сомнений, но открыто бросает вызов нацистам. Но прорисованы и другие персонажи, каждый наделен своим характером и судьбой. Девушка Люка (Фелисе Янкелль) ― олицетворение смирения и веры, она призывает терпеть, ждать и надеяться. Юноша Шломо (Иван Злобин) прибыл в лагерь с родителями и маленькой сестренкой. Он остался в живых, потому что владел ювелирным искусством; когда к нему приходит осознание, куда исчезла его семья, он сначала уходит в запой, а потом принимается мстить. Роль начальника лагеря Карла Френцеля (Кристофер Ламберт), который когда-то любил еврейскую девушку, но по воле родителей расстался с ней, а теперь вымещает злобу на всех подряд ― одна из самых сложных. Актер играет почти вслепую (у Ламберта сильная близорукость), и играет замечательно.

 

Фильм не лишён прямолинейности ― подготовка к побегу подминает под себя остальные сюжетные линии, а многочисленные ужасы лагеря порой превращают художественное высказывание в публицистическое. Но финал картины ― действительно катарсис. Последняя сцена ― замедленная съемка бегущих из лагеря узников, перемежающаяся то ли воспоминаниями, то ли кадрами о том, что прорваться удалось не всем. Но в финальном кадре свободный Шломо бежит в поле среди колосьев, и здесь двойного толкования быть не может…

За пределами картины осталась дальнейшая судьба пленных: лишь меньшинство из них смогло спастись, многих убили или выдали немцам местные жители, сообщает текст перед финальными титрами. Но в рамках фильма важно, что побег состоялся и люди, которых считали неспособными на борьбу рабами, завоевали себе свободу.

Специалисты отмечают ряд исторических неточностей, но они присущи любой художественной ленте. Важнее, что в фильме чувствуется отсутствие фальши и искренность. Особенно сегодня, когда Вторая мировая становится всё более далёкой, её живых свидетелей всё меньше, а белых страниц по-прежнему много.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале