Соловья баснями кормят! Чем живет Московский театр поэтов

Вакансию «поэт» редко встретишь на сайтах по поиску работы. Как правило, те, чье призвание — лирика, вынуждены искать средства к существованию в чем-то более прозаичном. Но есть компания, куда ежегодно набирают именно таких кандидатов — невзирая на пол, трудовой стаж и наличие профильного образования. Это Московский театр поэтов. Созданный поэтом Владиславом Маленко — ведущим актером «Таганки», режиссером, военным корреспондентом и автором известных басен и песен, он за несколько лет превратился в трибуну, рупор и социальный лифт — для тех, кто годами не мог быть услышанным. В интервью «ТД» артисты коллектива — Александр Антипов и Рина Иванова.
 

— Насколько сегодня человек на вопрос о роде своей деятельности может, не стесняясь, отвечать: «Я — поэт»?

Александр: Мне кажется, стесняться этого нисколько не нужно. Но более правильно говорить: «Я пишу стихи». А потом уже те, кто их слушает, сами определят, поэт ты или нет. А так всего у нас в команде около 15 человек абсолютно разных профессий. Вот Рина по образованию художник, но она пишет прекрасные стихи, и этому ей учиться не надо.

Рина: Ну я не уверена… Но в принципе, даже когда я училась во ВГИКе на художника-постановщика анимации, все мои работы, моя курсовая была посвящена поэзии. У меня была серия под названием «Московские поэты», я сделала, наверное, миллиард афиш для разных поэтов, для их вечеров в разных кабаках — по первому образованию я дизайнер. Иллюстрирую стихи своих друзей.

Александр: Еще у нас есть Саша Скуба — юрист, есть Антон Аносов, который занимается безопасностью в интернете, Аня Закис была стюардессой. А я по образованию инженер. В своей профессии я ничего не понимаю, поэтому ни дня по ней не проработал.

Мы все появились в команде Театра поэтов из смотра «Филатов-фест», который был задуман Владом Маленко, когда он еще служил в Театре на Таганке. Первый Всероссийский фестиваль молодой поэзии состоялся в 2014-2015 годах и посвящен был, естественно, Леониду Филатову. Я как раз в нем участвовал, дошел до финала, получил приз зрительских симпатий, и уже со второго фестиваля был в труппе Театра поэтов, в команде организаторов.

— А как вы узнали про этот фестиваль? Почему решили принять участие?

Александр: Узнал я о нем, естественно, из интернета. У меня была такая мотивация: знал, что очень много авторов, мне известных и интересных, будут в нем участвовать. Мне было просто важно прочитать свои стихи в хорошем месте, с хорошими людьми, с хорошим жюри. И, конечно, если получится, пробиться в финал, выступить в Содружестве Актеров Таганки на большой сцене. Я подал заявку в последний день, забыл про нее. Потом мне сказали, что я участвую в отборочных турах, потом прошел в полуфинал, потом финал… и, наконец, сцена Таганки, куча народу — конечно, это для меня было очень трепетно!

 

— До этого писали в стол? Не издавались?

Александр: Ну да, работал в офисе, выкладывал стихи в интернет...

Рина: Нормальные люди сидели бы, рисовали, а я все время куда-то лезла. Увидела объявление в интернете, мол, отправьте заявку на такой-то адрес. Взяла и отправила. На самом деле, у меня такая мания, мой фетиш и наркотик: я очень люблю выходить на сцену и читать свои стихи. Я ради этого живу. И я старалась пролезть с ними во все щели — участвовала в куче молодежных литературных конкурсов, в детской литературной студии, потом, после смерти ее руководителя, возглавила ее, но ненадолго. Мне тяжело быть преподавателем для детей, я люблю проводить лекции и мастер-классы, но почему-то не могу этого делать с маленькими детьми. Я участвовала во втором фестивале, в 2016-м году. Победителем не стала, всего лишь финалистом. Но мне повезло попасть в театр.

— Театр получил «два в одном»: и поэта, и художника! Требуют рисовать афиши?

Рина: Ну да, постоянно этим занимаюсь!

— Можно сказать, что «Филатов-фест» и ваш театр сегодня дают поэтам единственную возможность заниматься творчеством, не отвлекаясь на какие-то нелюбимые занятия ради денег?

Александр: Мы к этому стремимся! Конечно, это социальный лифт: мы вытягиваем ребят из разных городов и пытаемся дать им возможность быть услышанными. Когда тебе хочется заниматься одним, а приходится другим, выбора как такого и нет. И я всегда говорю, что благодарен Владу за то, что эта возможность — заниматься любимым делом — у меня появилась. И я думаю, и ребята все. Победители «Филатов-феста» регулярно задействованы в таком социальном лифте: они никому не известны, они приехали на фестиваль — и они получают возможность, чтобы их замечали. У нас вот все финалисты едут, кто хочет, на форум «Таврида» в Крыму. Конечно, издают свои книги. И самое главное — это отбор в Театр поэтов. У нас уже сейчас есть четыре репертуарных спектакля: «Площадь революции, 17», «Контрабасни», «Небо Победы» и «Я маленький».

— Расскажите про свой социальный лифт, куда вас он вывез?

Александр: Я тоже ездил на форум «Таврида», потом у нас был очень интересный проект с группой «Братья Карамазовы», с Анатолием Белым, с театром «Содружество актеров Таганки». Мы ездили в Петербург с поэтической мистерией «Репост. 1945», играли ее в Александринском театре, потом в Москве. Дальше — больше: Российско-Китайский фестиваль поэзии в городе Благовещенск. Наш спектакль «Площадь революции» постоянно гастролирует, мы ездили в Сочи, в конце сентября поедем в Карловы Вары.

 

И потом вот «Филатов-фест» свое шествие продолжил. И у Нины Шацкой, вдовы Леонида Филатова, была одна мечта — повесить доску мемориальную на дом, где они жили с супругом. Очень долго бились, не получалось зайти ни с каких сторон, и все-таки удалось нам это сделать в декабре 2016 года, в день 70-летия Филатова. Именно с этого начался третий фестиваль. Сейчас мы уже провели четвертый и готовимся к пятому юбилейному, который должен выйти на еще более высокий уровень. У нас и в этот раз было около 2 тысяч заявок — поэты со всей России, из-за рубежа, причем не только СНГ, но и из Франции, Австрии, Бельгии, Чехии, США. Мы отобрали сто человек. У нас состоялся 7 июня в Содружестве актеров Таганки финал, победил Женя Дьяконов из Петербурга, приз зрительских симпатий завоевала Катя Яшникова из Москвы. Как победители ребята едут в Прагу на поэтический баттл.

Рина: У нас издан поэтический сборник, в который вошли мои стихи и других участников театра.

— Получается, Театр поэтов — это некое возрождение шестидесятников, когда выступления поэтов собирали полные залы?

Александр: Выступления поэтов перед аудиторией были всегда. Это же — уникальная попытка совместить поэтов и театр. То есть театр и поэзия — они совмещались, совмещаются и будут совмещаться, и не только на Таганке, да в принципе в любом театре. Многие драматурги — это поэты, начиная от Пушкина и заканчивая современными. А вот именно соединить поэта, который выступает на сцене в роли артиста и театр, театральные правила, и чтобы это была команда поэтов на сцене, ну это такой один из первых удачных опытов. Потому что спектакли идут уже два сезона, гастролируют.

История Московского театра поэтов началась в 2012 году, эксперименты по его созданию начались на Малой сцене театра на Таганке, а потом появился «Филатов-фест» и стал главной для него кузницей кадров. То есть ежегодно если хотя бы 2-3 человека пополняют труппу, это большая удача. И поскольку мы ездим по всей стране — были и в Мурманске, и на Дальнем Востоке, и в Белгороде, и в Ростове Великом. Естественно, мы везде пытаемся найти людей, которым интересна наша идея. На Дальнем Востоке ребята заинтересовались возможностью создать там свой собственный Театр поэтов.

— И много таких поэтов, которые благодаря вашей просветительской программе добились успеха в творчестве?

Александр: Да все! Поэты получают возможность выступить на большой сцене, почувствовать себя артистами, а не просто человек что-то пишет себе в стол. Многие, кто поехал на форум «Таврида», получили там гранты до 300 тысяч рублей, они реализовывают теперь свои проекты, раньше они о таком мечтать не могли. Кто-то теперь делает на эти средства спектакли, кто-то — квесты, кто-то издает книги. Они могут защитить совершенно разные проекты и получить на них какую-то сумму. После этого мы продолжаем вместе работать. Допустим, у нас в конце мая был квест в Москве в «Есенин-центре». Одна из финалисток «Филатов-феста» как раз выиграла грант на проведение такой литературной интеллектуальной игры. Приходили команды, отвечали на каверзные вопросы.

 

У нас постоянно проходят всяческие уличные мероприятия. Например, на День города. Была очень интересная акция, поскольку Влад и вся наша команда имеет отношение к созданию акции «Бессмертный полк», то в этом году мы организовали так, что современные поэты прошлись по улицам с портретами поэтов-фронтовиков. К нашим мероприятиям мы стараемся привлекать как можно больше людей. У нас есть, допустим, ребята, которые не победили на «Филатов-фесте». Есть Дмитрий Ерохин, поэт, он, по-моему, даже в полуфинал не прошел, но он понравился нашему художественному руководителю Владу Маленко, и тот его пригласил в новый спектакль, который у нас должен выйти в октябре.

— У театра есть свой круг постоянных зрителей, поклонников?

Александр: Мы очень активно общаемся с поклонниками! После каждого спектакля зовем всех зрителей на сцену, сфотографировать и пообщаться. У нас на гастролях в Биробиджане был такой забавный случай: после спектакля подходят зрители и говорят: «Надо же, вы оказывается такие простые ребята!» — «А какими мы должны быть?» — «Ну вы же из Москвы… А такие не зазнавшиеся». В соцсетях целые баталии разворачиваются — очень активно комментируют наше творчество. После каждого тура «Филатов-феста» — по 40 комментариев: этот молодец, этот нет, а этого несправедливо засудили.

Рина: Насчет интернета: мы решили снять такие обучающие ролики, называются «Школа басни», где Влад рассказывает, как писать басни, и читает свои. Это контент-наполнение для социальных сетей, такой популяризаторский момент.

— Это чтобы перед новым сезоном фестиваля люди посмотрели, набрались опыта и, возможно, чему-то научились, чтобы увеличить свои шансы на победу?

Рина: Это забавная идея, ведь не было никогда школы, где учили бы писать басни. Собственно, басня — это основное творческое направление Влада Маленко, и он может выступить экспертом в этой области.

 

— А почему именно про басни — басни сейчас мало кто пишет?

Александр: Да. Хотя, наверное, пытаются, но дело же в их качестве. Плюс, чем более узкое направление, тем можно попытаться шире его раскрыть. Если бы мы делали ролики обо всем сразу, получилась бы полная ерунда. А так это маленькие скетчи, где Влад читает басню и объясняет, как ее писать.

— И, видимо, как правильно декламировать? Почему, на ваш взгляд, басня — обязательный элемент творческого конкурса при поступлении в театральный вуз?

Рина: Потому что басня является формой драматургии: там есть герой, с ним что-то происходит, там есть какой-то юмор, концовка и так далее. Это отличный тест для человека, который хочет показать себя как рассказчик.

— Нет ли у вас проблемы с тем, чтобы писать не по воли музы, а на заданную тему?

Александр: В «Площади Революции» мы брали стихи, которые уже были ранее нами написаны...

Рина: Я специально писала! Но меня никто не просил.

Александр: Но проблемы нет в том, чтобы писать и на заданную тему, никогда ничего не приходилось вымучивать. Читаются и свои тексты, и не только свои, и не только стихотворные даже. Это не просто концерт, где поэт выходит, читает стихи, там есть своя драматургия, есть движения, некие мизансцены, образы, отсылки. «Площадь Революции, 17» — это спектакль к столетию 1917 года, когда основная идея, что поэты Серебряного века, когда случилась революция, были чуть моложе, чем мы сейчас. И вот спустя столетие мы читаем их стихи, смотрим на них и сопоставляем с тем, что произошло у нас, какое сейчас время. И вот такое что ли зеркальное отражение.

— Что ждать от Театра поэтов в новом сезоне?

Александр: В этом году 125 лет со дня рождения Маяковского, и будет марафон активностей — и поэтических, и квест, плюс видеопроект с мультфильмом, основанном на художественном творчестве Маяковского.

А в октябре у нас выпуск мюзикла «Черви». Даже самому интересно, что получится! Это о червях — неких существах со своей философией, которые чем-то похожи на людей. Может, они и есть люди, мы еще сами пока не знаем… Они живут в своем мире, у них есть враги, есть мотивы для конфликтов друг с другом, и наоборот для любви. И у них есть главный бог — человек Виктор, у которого бабушка была космонавтом...

Беседовала Дарья Ганиева

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале