«Колетт», «Жена», «Фаворитка» — женщина обретает себя?

19-й кинофестиваль «Новое британское кино» по традиции прошёл в Москве в начале ноября. Фильмом открытия фестиваля стала картина режиссера Уоша Уэстмоленда «Колетт» — весьма уравновешенная, неторопливая и красочная история раннего периода творчества французской писательницы XIX-XX вв., звезды Прекрасной эпохи Сидони-Габриэль Колетт.
 
Кадр из фильма «Колетт» 

Зритель знакомится с очаровательной молодой девушкой Сид (Кира Найтли), живущей в идиллическом сельском краю Сен-Совер в семье отставного офицера. Девушкой интересуется литератор и публицист Анри-Готье Виллар (Доминик Уэст), известный как Вилли, автор разгромных статей об оперных новинках и законодатель мод бульварной литературы всего Парижа. Это видный господин, обладатель шикарных усов и бороды, властного баритона и уверенных столичных манер. Его суждения о литературе и искусстве смелы, но несколько поверхностны: он больше походит на мецената или эксцентричного миллионера, чем на труженика пера. История знакомства Колетт и Вилли почему-то не рассказана — зритель застает их отношения в той фазе, в которой либо свадьба, либо скандал уже гарантированы. В любви Колетт к Вилли, который ощутимо старше ее, есть что-то безрассудное и отчаянное. Не похоже, будто сельская девушка мечтает выбраться в город — скорее, наоборот, ей нравится деревенская жизнь. Она не любительница литературы, оперы, театра и светской жизни, но без ума от яркого мужчины, светского льва и бонвивана Вилли.

Вскоре после их свадьбы Колетт узнает, что скрывается за ярким фасадом столичной жизни: долги, увлечения мужа куртизанками и казино, необходимость писать десятки писем в день, литературные гастарбайтеры, которые подхватывают и развивают сюжеты ее супруга, выдавая на-гора километры легкомысленной писанины под псевдонимом-брендом Вилли. Впрочем, жизнь эта не безнадежна, по-своему приятна и разнообразна, муж добр к Колетт и относится к ней скорее как к собственному капризу или ребенку. Пока не открывается недюжинный литературный талант героини, создавшей из собственных воспоминаний детства образ взбалмошной, непоседливой и любящей приключения юной Клодин.

 
 Кадр из фильма «Колетт» 

Книги о приключениях этой девушки становятся бестселлером, и впервые книги стали отчаянно скупать именно молодые женщины, ровесницы самой героини. Но стать полноценным автором собственных историй у Колетт не получается: в мужском мире она вынуждена стоять за дверью кабинета, в котором мужчины обсуждают выгоду, полученную от ее творчества. Искренняя любовь Вилли к Колетт и ее персонажу Клодин не способна поменять устоявшиеся правила игры. Чтобы стать собой, выйти из-под опеки и диктата мужчин, Колетт решает вовсе от них отказаться и довольно внезапно осознает свою бисексуальность.

Несмотря на откровенные моменты «осознания», картина остается фильмом не столько фестивальным, сколько зрительским. Тем более, актерское дарование Киры Найтли, известное хотя бы по театрализованному блокбастеру Джо Райта «Анна Каренина» (2012), очевидно перетягивает внимание от постельных сцен к сценам творческих и психологических отношений. «Колетт» — в первую очередь костюмная мелодрама с хорошо проработанными, понятными сюжетными линиями. Картина идеально отражает общую феминистскую направленность всего кинофестиваля. Самый яркий, переломный момент в биографии классика словесности, члена Королевской академии французского языка и президента Гонкуровской премии иллюстрирует то, что принесло миру движение, начатое на заре XX века английскими суфражистками. Женщина в лице Колетт освободилась от навязчивой опеки мужа, достигла всего сама, даже отсудила свои ранние романы, опубликованные под псевдонимом Вилли. Колетт доказала, что женщина может быть свободным творцом своего будущего, имеет право на личную жизнь и даже на её откровенную демонстрацию в своем творчестве. Правда, все эти успехи компенсируются сумбурной и не слишком плодовитой семейной жизнью в союзах то с мужчинами, то с женщинами. Единственная дочь писательницы воспитывалась по преимуществу у английской няньки, и ее творческая жизнь прошла в тени славы матери.

 
 Кадр из фильма «Жена» 

Очень близким по теме к «Колетт» стал еще один фильм, который выходит в московский прокат в ноябре. Это плод шведско-британо-американской копродукции под режиссурой Бьёрна Рунге — «Жена». В фильме Глен Клоуз и недавно отметившийся в роли Дон Кихота в многострадальной картине Терри Гиллиама Джонатан Прайс сыграли вымышленную сценаристом Джейн Андерсон писательскую чету Кастельманов. Герой Прайса, Джо Кастельман, удостаивается под конец жизни Нобелевской премии по литературе, а зритель в ходе насыщенной воспоминаниями драмы узнает, что настоящий автор его шедевров — его скромная супруга Джоан. Здесь, казалось бы, другое время, другая страна — писатели американские, времена уже практически наши, вегетарианские, но опять та же коллизия. Оказывается, о невозможности достучаться до сердец многочисленных мужчин-критиков, мужчин-издателей, мужчин-читателей еще в юности Джоан Кастельман слышит от своего литературного кумира Элайн Мозелл (Элизабет МакГоверн). Мозелл — это тоже вымышленный персонаж, возможно, собирательный образ американских успешных женщин-писательниц от Гертруды Стайн до Фэнни Флэгг.

 
 Фото: Coolconnections.ru  

Может показаться странным такое усиленное внимание к проблемам женщин-писателей: сегодня никто уже давно не смотрит на пол автора художественной прозы. Возможно, под перипетиями женщин-писательниц прошлого современные режиссеры подразумевают многочисленные трудности сегодняшних женщин-кинематографистов. Связаны их беды не с творческими проблемами, а с определенными традиционными рамками и клише, сформированными в этой десятилетиями считавшейся сугубо мужской области.

Вообще же среди более двадцати картин, представленных на кинофестивале «Новое британское кино», в этом году встречаются практически все жанры и направления от взрослой экспериментальной мультипликации до фильмов ужасов. По традиции фестиваля, практически невозможно было выбрать отдельные фильмы, потому что все кажутся очень интересными: и «Счастливый принц», денди-шоу об Оскаре Уайльде и по его мотивам, и молодежная драма «Подчиняйся» о современных Ромео и Джульетте на уличных баррикадах Лондона, и семейная драма в суровом обрамлении английской природы «Темная река» от британки-режиссера Клио Барнард, и ностальгирующее по рок-идолам девяностых мокьюментари Джейми Адамса «Певчая птица».

 
 Кадр из фильма «Фаворитка» 

Отдельно стоит упомянуть фильм закрытия, которым стала «Фаворитка» от уже культового режиссера Йоргоса Лантимоса. В 2015 году в рамках того же кинофестиваля он шокировал россиян утопией «Лобстер». Эту странную и местами отталкивающую картину, исполненную трагизма и отчаяния, в рамках нынешнего фестиваля можно было вновь посмотреть на большом экране. Неистовый Йоргос и в прошлом году наделал некоторого культурного шума, представив ленту «Убийство священного оленя» с Николь Кидман и Колином Фарреллом в главных ролях. Программа этого года тоже не обошлась без премьеры от Лантимоса — историческая костюмная драма «Фаворитка» о событиях вокруг Британского престола XVIII века, в период затянувшейся войны королевы Анны (Оливия Колман) с Французским престолом. Две фаворитки королевы, герцогини Мальборо (Рэйчел Вайс) и Эбигейл (Эмма Стоун) ведут сложную придворную игру, борясь за внимание Её Величества и за власть.

Феминизм, или движение за равноправие полов, конечно, дело замечательное, но почему в одном вагоне с этим благородным начинанием зачастую едут и вещи куда менее приятные — от гей-браков до размывания границ между полами? Восстановление женщин в правах сегодня приобрело устойчивый налет политической и сексуальной агрессии, связанной как с радикальным феминизмом, так и с определенной растерянностью европейских мужчин. Возможно, современное британское кино, представленное на фестивале, ответит на этот сакраментальный вопрос. 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале