Четыре причины посмотреть сериал «Обычная женщина»
Во-первых, сериал снят Борисом Хлебниковым, которого зритель помнит по горькой и правдивой «Аритмии» с Александром Яценко и Ириной Горбачевой. Фильмом-триумфатором премий «Ника» и «Кинотавр» режиссер буквально загнал себя в тупик: а что же будет дальше? Что можно снять такого, чтобы, как минимум, не опустить планку, заданную им же самим? Следующую работу надо было делать либо так же (этот принцип от фильма к фильму реализует Андрей Звягинцев), либо просто не хуже. Получилось и не то же самое, и не хуже, хотя основная тема осталась неизменной: это кино о людях и их судьбах.
Во-вторых, сильный актерский состав: Анна Михалкова, Евгений Гришковец, Аглая Тарасова, Александра Бортич и многие другие. Словом, костяк что надо. Первая даже получила премию «Золотой орел» в номинации «Лучшая актриса на ТВ».
В-третьих, многие сразу отметили схожесть «Женщины» с американской пятисезонной криминальной драмой «Breaking Bad» («Во все тяжкие», 2008-2013). Действительно, не надо быть специалистом по истории кино, чтобы не заметить переклички. Кто-то скажет, что это плагиат, но многие согласятся, что кино, как и музыка, циклично. В музыке есть считанное количество нот и октав, на которых можно взять строго определенное число аккордов. Так же и с кино. У всех есть один и тот же начальный набор: камера, свет, актеры, музыка, сценарий и тема. Именно этот последний компонент и зацикливает кино: начиная очередной проект, странно думать, что до тебя этого никто не делал, а если действительно никто никогда — с большой долей вероятности вас можно назвать гением.
Думается, понимал это и Хлебников, но не испугался возможных повторений и обвинений в плагиате, а сделал все возможное, чтобы придать работе уникальности. Так, американский долгоигравший хит изображал историю более фантастическую и придуманную, чем та, что предлагается в «Женщине». Последняя в российских реалиях вполне могла бы произойти. Может, не полностью и с оговорками, но уж у кого на что воображение способно. Когда по телевизору в новостях криминал, депрессивные сюжеты про взрывы бытового газа, пожары и драки футболистов подкрепляются ток-шоу на леденящие кровь темы, и не такое придумаешь.
Главное, что отличает сериал Хлебникова от американской эпопеи про больного раком учителя химии, — это полная завершенность сюжета в ёмком по меркам западного кино объеме. Иными словами, первый сезон «Женщины» — последний. Хотя прогнозирование — дело неблагодарное, всё же это предположение видится едва ли не на 100% соответствующим реальности.
В-четвертых, сериал не имел широкого резонанса. Не было ни шквала постов в социальных сетях, ни больших заметок в киножурналах. Всё как-то мельком, вполголоса, ненавязчиво, словно боялись спугнуть или взбудоражить уже образовавшуюся к тому времени касту поклонников «Звоните ДиКаприо!». Да, именно Жора Крыжовников подпортил выход «Обычной женщины» своим безусловно знаковым детищем с Александром Петровым в главной роли.
Девять серий «Обычной женщины» получились, на самом деле, не про убийство и попытки главной героини его скрыть, хотя именно вокруг этой истории строится главная сюжетная линия. Даже не про семью — вопреки заявленному слогану сериала «На всё ради семьи». Как раз наоборот: это история эгоизма и нелюбви, главенство которых становится очевидным лишь в середине заключительной серии. До этого момента перед зрителем классический детектив с убийством, двойной жизнью, любовницами, проститутками и прочими антологическими атрибутами жанра.
Здесь могли бы быть наши спойлеры, но их не будет.
Как уже было сказано, кино получилось хорошим. Здесь есть пища и для глаз, и для ума. Вообще последние российские сериалы отчасти напоминают тот самый «хлебниковский тупик», описанный вначале: планка от раза к разу становится всё выше, так что главное теперь — её удержать или не уронить. Задача непростая, но интересная. Будем следить за развитием событий.