Читалка декана журфака Елены Вартановой: книги, резонирующие с реальной жизнью

Почему важно перечитывать классическую литературу, каким образом книги помогают переосмысливать действительность, в чем прелесть бумажных изданий и как оформление книги влияет на её содержание? Рассказывает декан факультета журналистики МГУ, член-корреспондент РАО, профессор Елена Вартанова.
 

О важных книгах

Я не могу выделить какую-то одну книгу, которая в равной степени волновала бы меня на протяжении всей жизни. В разные периоды — и книги разные.

В выпускных классах школы важную роль сыграл Михаил Булгаков. Возможно, потому что его издания были недоступны. В советской школе нам Булгакова не то что не преподавали — запрещали читать! Например, «Белая гвардия» ходила по рукам учеников. Помню, я прочла её за ночь, так как книгу дали мне в пять часов вечера с условием вернуть в десять утра на следующий день.

«Роковые яйца» впервые прочитала отпечатанными на синей копировальной бумаге, которая в то время использовалась в только-только появившихся ксероксах. Несмотря на это, книга привела меня в совершенный восторг.

Во время учебы на журфаке я открыла для себя зарубежную литературу. Сильное влияние на меня оказали произведения Эриха Марии Ремарка, в которых глубина жизни раскрывается через бытописание, своего рода гиперреализм. «Три товарища» — мой любимый роман, который многие литературоведы считают вершиной творчества автора.

Со временем мне стали интересны книги о том, как меняется ход истории. Одна из них — изданная в начале 90-х годов прошлого века повесть Александра Кабакова о постсоветской разрухе «Невозвращенец». Это антиутопия, в которой создаётся мрачная картина Москвы 1993 года, куда главный герой прибывает из прошлого. Произведение точно отражает настроения страха и безысходности, которые царили в постперестроечное время.

Позже я обратила внимание на роман Юрия Полякова «Замыслил я побег», в котором автор на примере одной семьи показывает историю нашей страны с конца семидесятых годов прошлого века до начала «нулевых». Книга описывает, как менялись социальные институты — и это один процесс, как менялись люди — и это совсем другой процесс.

В определенный момент мои мысли обратились к «Generation "П"» Виктора Пелевина. Хотя не меньшего внимания заслуживает и другой, недооцененный, на мой взгляд, роман «Числа», в котором я вижу острую социальную сатиру.

 

К любимым романам я бы отнесла «Альтиста Данилова» Владимира Орлова. В этом произведении реализм и фантастика пересекаются, действие происходит как будто вокруг нас, но мы видим иные пласты действительности.

В целом я слежу за современной литературой, которая помогает понять, как развивается наше общество. Я мониторю перечни книг, которые номинированы на разные премии. Мне интересна женская проза, так как женщина активно вступает в диалог с современным миром и ее роль во всех сферах жизни возрастает.

Таким образом, для меня самые важные книги — те, в которых осмысливается то, что ты переживаешь в настоящий момент, книги, которые резонируют с реальной жизнью.

О классике

Когда я училась в школе и университете, то думала, что слово «классики» придумано нашими учителями, преподавателями. Теперь понимаю: это книги, которые дают ответы на многие вопросы и исправляют ощущения действительности. В разные периоды жизни обращаешься к разным писателям. В определенном возрасте я очень любила Николая Лескова и Фёдора Достоевского. Я несколько раз читала «Войну и мир» и «Анну Каренину» Льва Толстого и считаю их гениальными романами, без которых не обойтись современному человеку.

Что бы я посоветовала прочитать студентам? Мне кажется, список по литературе составлен в школе так хорошо, что, если ученик внимательно изучает литературу, он читает главные книги.

О читательской стратегии

Люблю читать в дороге, поэтому всегда беру с собой книги. В отпуск я везу примерно пять килограммов книг. Иногда покупаю недорогое издание, чтобы, прочитав, оставить его в гостинице. Было время, я останавливалась в одном и том же отеле, где «забывала» свои книги, и очень радовалась, когда обнаруживала, что их кто-то забрал: значит, востребованы. Возможно, так я распространяю современную русскую литературу по миру, делаю её понятной и знакомой.

Дома я читаю перед сном. Но когда мне надо отключиться от этой действительности, что бывает нечасто, я беру книгу и начинаю читать её прямо с утра, и это помогает.

 

С электронными версиями книг у меня не сложились отношения. Научные книги и статьи я, конечно, читаю в электронном виде, но если говорить о чтении для души, то предпочитаю бумажные издания.

Читаю ещё и на иностранных языках: на английском, на финском, немного по-французски, но чаще всего иностранные книги — это книги, с которыми я работаю. В них я делаю пометки. По-прежнему пишу карандашом, потому что нас всегда учили бережно относиться к тексту и бумаге. Сейчас использую разноцветные стикеры: помечаю ими важные места в тексте.

Через интернет я заказываю книги, которые мне нужны для работы, но художественную литературу для души покупаю только в магазине, потому что мне важно «полюбить» книгу: её обложку, бумагу, шрифт. Например, мне не нравятся шрифты с засечками — для меня они должны быть прямые, рубленые. Я смотрю на кегль, на интерлиньяж, на размер полей, на отбивки, на колонтитулы. Если книга мне понравилась по этим критериям, то покупаю. Книга — это всё-таки искусство! 

 

Алёна Долецкая, «Не жизнь, а сказка»

Книга, написанная легко и живо, отражает личный взгляд Алёны Долецкой на московскую жизнь, прошлое, медиабизнес. Первая половина посвящена воспоминаниям о студенческих годах, которые были связаны не только с филологическим факультетом, где училась Алёна, но и с журфаком. В книге много интересных деталей и фактов о жизни нашего факультета, например, упоминание о популярных у москвичей показах фильмов Андрея Тарковского в 308-й аудитории, на которые я тоже ходила. 

 

Чарльз Диккенс, «История Англии для юных»

«История Англии» предназначена для детей. Но я эту книгу перечитываю уже в третий раз. Чарльз Диккенс описывает полную интриг, распрей, жестокости историю королевских династий Великобритании, но делает это деликатно, в живых образах, понятным для маленьких читателей языком. Например, история Елизаветы и Марии Стюарт — это такая драма, и так интересно изложено! 

 

Евгений Водолазкин, «Лавр», «Авиатор»

В прошлом году я прочитала несколько романов Евгения Водолазкина, и это было для меня самым приятным впечатлением. Оба романа понравились, однако я бы особенно отметила «Лавр». Книга — попытка осмыслить духовный мир человека, его связи с внешним миром, с историей, с религией. 

 

Антон Чехов, «Скучная история»

Люблю рассказы Антона Павловича. Иногда перед сном даже читаю их вслух, потому что мне нравится, как звучит чеховский текст. Мой любимый рассказ — «Скучная история». Часть событий «Скучной истории» происходит в старом кампусе Московского университета, часть — в зданиях журфака и ИСАА. Например, профессор, от имени которого ведётся повествование, живет в профессорском доме, где теперь расположен бизнес-центр. От этого текст воспринимается эмоциональнее, я представляю, как всё было, чувствую себя «внутри» чеховской истории. 

 

Стиг Ларссон, «Девушка с татуировкой дракона»

В отпуске я люблю читать детективы Агаты Кристи и Конан Дойля. Сильное впечатление производит скандинавский нуар, шведские или финские детективы, в которых меня привлекает тяга к документальности. Среди норвежских отмечу детективы Ю Несбё, особенно те, действие которых разворачивается в Норвегии. Ну и, конечно, «Девушку с татуировкой дракона» Стига Ларссона. Автор был журналистом-расследователем, и эта книга написана как упражнение. Писателя очень рано не стало, поэтому роман при жизни не был опубликован. Когда его издали, Ларссон в один день стал знаменитым — посмертно. 

 

Ги де Мопассан, «Милый друг»

Из книг, которые я всегда советую читать студентам-журналистам, «Милый друг» Ги де Мопассана, в которой, на мой взгляд, блестящее описывается бульварная журналистика. Главный герой, работая журналистом, познал неэтичную сторону профессии, и эта неэтичность отразилась на его личности. Мопассан впервые обозначил тесную связь политики, бизнеса и средств массовой информации и ту роль, которые играют газеты в формировании общественного мнения.

Саймон Линдгрен, Digital Media and Society; Адриан Атик, Digital Media and Society

Моя педагогическая и исследовательская работа основана на изучении теоретических книг и научных монографий, сейчас — прежде всего прессы и телевидения. Вызов цифровых медиа, интернета, социальных сетей устоявшимся практикам сейчас осмысливается не только в России, но и за рубежом. Есть две работы, к которым я часто обращаюсь: книги французского исследователя Адриана Атика и шведского исследователя Саймона Линдгрена. Несмотря на то, что труды называются одинаково, у авторов совершенно разные подходы к проблеме.

Подготовила Лилия Акбашева 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале