«Война Анны»: мрачное зазеркалье войны
Фильмы Алексея Федорченко всегда становились заметным событием, воспринимались на грани скандала и провокации. Взять хотя бы дебютный мокьюментари «Первые на Луне» (2005), где автор выворачивает наизнанку космическую конспирологию «несогласных» с полетом американцев на Луну и вместо того, чтобы отрицать американский полет, придумывает наш, советский. Фильм собрал награды на «Кинотавре», а на Венецианском фестивале получил приз за лучшее документальное кино, оным не являясь. Или неклассический треш-роуд муви «Железная дорога», снятый в 2007 году при поддержке РЖД, — исповедально-чернушный социо-хоррор, обойденный, впрочем, вниманием критики. В 2010 году последовал лиричный, полный воздуха и скрытой страсти фильм «Овсянки», в котором через метафору исчезнувшего в обширном славянском племени реликтового финно-угорского народа меря Федорченко убедительно показал, что ничто и тем более никто не исчезает бесследно, все живет и продолжает себя. Или предпоследняя картина Федорченко, «Ангелы революции» (2014), — с предельной выразительностью переданная фантасмагория революции и бунта против неё, учинённого маленьким народом крайнего севера.
В таком контексте картина «Война Анны» представляется не по-федорченковски простой, камерной, герметичной историей. Девочка Анна (Марта Козлова) выживает после расстрела евреев в одной из украинских деревень. Местные жители кормят её и отводят в комендатуру, устроенную в местной школе. Там девочка сбегает от не слишком проворного полицая и прячется в камин, по счастью сломанный, где и живет долгое время, совершая по ночам полуохотничьи-полусобирательские вылазки.
Вот и все, чему посвящены 75 минут картины: выживанию маленького человеческого детеныша в холодном, неуютном мире воюющих взрослых. Поиски воды и еды — иногда тщетные, иногда, по случаю полурождественских-полуязыческих мистерий, устраиваемых в немецкой комендатуре, более чем успешные. Дружба с кошкой, закончившаяся трагедией, охота на голубей и крыс, обживание внутрикаминного пространства. Чувствуется, что автор давно хотел снять фильм в закрытом пространстве с минимальным количеством актеров.
Микрособытия фильма переживаются зрителем на физиологическом уровне. Вместе с Анной мы мерзнем, чувствуем жажду и страх, довольную сытость, уютную надежность зазеркально-каминного пространства, откуда Анна наблюдает за дневной жизнью обитателей комендатуры, простых секретарш, полицаев из местных, важного немецкого руководства. Вместе с Анной мы недоуменно глядим на их будничные, призрачные дела, их непонятные страсти и влюбленности, слушаем их разговоры, в которых так мало военного и так много простых человеческих чувств. Здесь, конечно, огромная заслуга оператора Алишера Хамидходжаева («Аритмия», «Братья Ч», «Антон тут рядом»), известного способностью превращать объектив камеры в незримого свидетеля глубоко личных переживаний героев.
Фильм основан на реальных событиях, и когда Федорченко узнал об истории полтавской девочки-еврейки, прожившей два года в камине во время Второй Мировой, он начал задумываться над экранизацией. Но лишь после того, как он в соцсети увидел фотографию на тот момент пятилетней Марты Козловой, режиссер понял, что есть смысл садиться за сценарий. И тут ему помогла, как ни странно, Наталья Мещанинова, режиссер и сценарист картины «Сердце мира» и сценарист нашумевшей в 2017 году «Аритмии» Бориса Хлебникова. Удивительно, насколько разносторонними должны быть люди, чтобы за два года погружаться в настолько различные творческие проекты и каждый раз добиваться такого успеха.
Впрочем, успех любой картины не столько в фестивальных наградах, сколько в количестве реальных просмотров, живом отклике зрителей. А этому только предстоит состоятся, и в прокат «Война Анны» выходит не в самое удобное время, во время майских праздников, в окружении семейных и не очень комедий, посвященных военной тематике. Это и «Спасибо деду за победу» Теймураза Тании, и фильм Сергея Саркисова «На Париж», продолжающий традицию милитари-мюзикла Леонида Быкова. За день до «Анны» выпускается классическая военная драма Федора Попова «Коридор бессмертия». Все эти фильмы достойны внимания, однако если стоит проблема выбора, новая лента Алексея Федорченко должна быть в приоритете.
Ведь это очень искреннее, полное драматизма и напряженного ожидания кино, интересное и даже... познавательное, что ли, с точки зрения инструкции по выживанию в сумрачном и жестоком зазеркалье. При всем драматизме картина остается в рамках семейного кино, вполне соответствует рейтингу 12+, и, мне кажется, подросткам она должна понравиться.