Музей истории ГУЛАГа реализовал стрит-арт-проект «Дожди истории»
Фото: Gmig.ru |
«Художественный образ беспамятства»
«Название говорит зрителю не только о слезах скорби перед безжалостными потоками времени, способными обрушить и каменные пирамиды, и государства, и хрупкие судьбы отдельно взятых людей. Дожди истории, как и ее эпохи, бывают разными — есть те, что вымывают из жизни самых ярких и талантливых, а есть и те благодатные дожди, что смывают с таких событий пыль забвения», — говорится на сайте музея.
В процессе работы над проектом возникли трудности, связанные с выбором исторических личностей, которые должны были быть изображенными на стене.
В беседе с корреспондентом радио «Свобода» художник признался, что внутренне соглашался не со всеми предложенными кандидатурами.
«Было сложно отказаться от субъективных моральных оценок. Например, Кольцов, оговоривший на понятно каких допросах несколько десятков своих знакомых, — он имеет право быть представленным на этой стене? Но кто я такой, чтобы судить об этом? Я вот не знаю, что я мог бы подписать под пытками», — рассказал он.
По мнению Zoom’а, главная цель проекта, подобного «Дождям истории», заключается в сохранении исторической памяти.
«Людям нужно напоминать, что жуткая история нашей страны происходила не на страницах книг или в залах музеев, а вот здесь — на этой улице, в этом доме, рядом с нами. Я считаю, что историческая наука, как и искусство, должна не пастись в своем загончике, а выходить в город, к людям. В этом смысле я горячо поддерживаю акцию "Последний адрес", это очень достойный проект», — заявил он.
Фото: Rublev.com |
Директор Музея истории ГУЛАГа Роман Романов, в свою очередь, отметил, что без сохранения памяти о важнейших событиях прошлого общество не способно двигаться дальше.
«Когда идет дождь, эти работы проявляются, и потом, когда влага испаряется, портреты исчезают. Это некий художественный образ беспамятства», — пояснил он.
Он также подчеркнул, что список отобранных персоналий «…не может быть, наверное, оптимальным, потому что, процитирую Ахматову, "хотелось бы всех поименно назвать", вернуть их биографии, вернуть их лица». Как отметил Р. Романов, эту задачу музей намерен решать в других проектах.
Свои работы Zoom выполнил в своей привычной трафаретной технике. Он также использовал штукатурную смесь и гидрофобные материалы. По его словам, трудно прогнозировать, насколько стрит-арт способен воздействовать на людей так, чтобы они не забывали о трагических страницах истории.
«Прецедентов немного, говорить о грустном любят не все, и такие проекты никогда мейнстримом не будут, это не победная оформуха», — сказал он.
Сотрудничество Музея истории ГУЛАГа и стрит-арт-художника Zoom началось 4 года назад. Тогда по инициативе музея на стене дома №9 по 4-му Самотечному переулку художник выполнил большой, во всю стену, портрет советского писателя Варлама Шаламова, который провел в лагерях почти двадцать лет.
Ранее музей истории ГУЛАГа в сотрудничестве с креативным агентством BBDO Moscow разработал медиапроект «ВЫ-ЖИВШИЕ» — свидетельство о массовых репрессиях 1930-х годов.
«ВЫ-ЖИВШИЕ» — это воспоминания жертв массовых репрессий, рассказанные языком графических новелл. «Проект призван сформировать среди молодежи знание о трагических событиях в истории нашей страны, дать возможность почувствовать боль и ужас того несправедливого времени — с тем, чтобы каждый для себя решил, как важно не допустить его повторения», — говорится в аннотации к изданию.
Не имеющий аналогов среди музеев России
Государственный музей истории ГУЛАГа, расположенный по адресу 1-й Самотечный пер., д. 9, стр. 1, открыт в 2001 году при поддержке Правительства Москвы.
История ГУЛАГа — системы исправительно-трудовых лагерей, ставших в 1930—1950-е годы инструментом государственных репрессий в СССР, — никогда ранее не была представлена в музейном пространстве как единый цельный феномен, поэтому Музей истории ГУЛАГа не имеет аналогов среди музеев России.
Фото: Rublev.com |
Собрание Музея включает в себя архив документов, писем, воспоминаний бывших узников ГУЛАГа; коллекцию личных вещей, принадлежавших им и связанных с историей пребывания в заключении; коллекцию произведений искусства, созданных художниками, прошедшими ГУЛАГ, и современными авторами, предлагающими свое осмысление этой темы. В Музее истории ГУЛАГа хранятся вышивки узниц, одежда заключенных, орудия труда, лагерная посуда, а также пули, гильзы, найденные на местах массовых расстрелов.
Вещи, документы, фотографии, «голоса» очевидцев в экспозиции Музея предоставляют зрителям возможность увидеть через призму личных историй людей драматическую историю большой страны. Широту географии выставки подчеркивает карта СССР с нанесенными на нее обозначениями лагерей, лагерных управлений и количеством заключенных, содержащихся здесь в разные периоды истории.
Важным экспонатом является карта ГУЛага с обозначением всех крупных лагерей и наиболее значительных лагерных отделений, а также особлагов — лагерей особого назначения (1948—1956). Карта позволяет представить масштаб репрессий в СССР; ее дополняет карта с указанием размещения спецпереселенцев — высланных с мест постоянного жительства (1930-е гг. — крестьяне, позднее — представители депортированных народов.
Фото: Rublev.com |
На стендах представлены документы о начале репрессий в стране — «Красном терроре» и создании первых концентрационных лагерей (1918 г.), формировании системы ГУЛага при ОГПУ (Объединенное главное политическое управление) в 1930-е годы, материалы об ужесточении репрессий в 1937 г., документ о выселении немцев Поволжья, который положил начало массовой депортации народов в 1943—1944 гг. Документы о создании в 1948 г. лагерей особого назначения и условиях содержания заключенных в этих лагерях.
Важную часть экспозиции составляют видеоинтервью с узниками ГУЛАГа и членами их семей, а также официальная кинохроника 20-50-х гг. XX в. и материалы, снятые во время экспедиций Музея в места расположения бывших лагерей.
Кроме того, в Музее рассказывается о судьбах известных людей, которых коснулись репрессии. Среди них ― Александр Солженицын, Георгий Жженов, Варлам Шаламов, Евфросиния Керсновская, Иван Солоневич, Сергей Павлович Королев, Андрей Николаевич Туполев, Дмитрий Сергеевич Лихачев, Лев Копелев, Лидия Русланова, Николай Павлович Анциферов и другие.