Продажи книги о Чернобыле, лёгшей в основу нового сериала, выросли во много раз

«Чернобыльская молитва. Хроника будущего» — книга Светланы Алексиевич, посвященная аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
 

Продажи книги белорусской писательницы и лауреата Нобелевской премии по литературе Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва. Хроника будущего» выросли в восемь раз с момента выхода американского сериала «Чернобыль», сообщает Агентство городских новостей «Москва». 

Сериал «Чернобыль», который частично основан на книге Алексиевич, создан американским каналом HBO совместно с британской телесетью Sky. Сериал повествует об аварии на Чернобыльской АЭС, которая произошла в СССР в апреле 1986 года. Также известно, что «Чернобыль» оказался на первом месте рейтинга шоу всех времен, которые получили наивысшую оценку зрителей. 

Светлана Алексиевич — советская и белорусская писательница, журналист и сценарист документальных фильмов. Пишет на русском языке. Лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 года с формулировкой «За многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время», а также премии «Триумф», Премии Ремарка, Национальной премии критики и других. Среди наиболее известных произведений — документально-художественные книги «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва» и «Время секонд-хэнд». 

В ходе работы над книгой Алексиевич беседовала более чем с пятьюстами свидетелями аварии, включая пожарных, ликвидаторов, политиков, врачей, физиков и рядовых граждан. Книга описывает психологическую и личностную трагедию, которой стала Чернобыльская авария, и исследует впечатления людей, и то, как авария повлияла на их жизни. 

Текст впервые опубликовали в 1997 году в журнале «Дружба народов», публикация получила премию журнала. В том же году была издана книга. Её английский перевод в 2005 году завоевал премию Национального круга книжных критиков США. 

 
 Кадр из сериала «Чернобыль» 

Швейцарский социолог Жан Россио в своей рецензии на «Чернобыльскую молитву» отмечал, что автор не навязывает оценку событий и не выдвигает обвинений, но заставляет читателей работать над коллективной памятью о человеческих и социальных последствиях Чернобыльской катастрофы, и что содействовать распространению книг Алексиевич «этически необходимо». 

Среди книг, посвященных аварии на ЧАЭС, также пользуется популярностью монография Роберта Ильязова «Чернобыльская катастрофа: последствия и контрмеры в агроэкосфере». 

Светлана Алексиевич о сериале «Чернобыль» 

Создатели сериала взяли у Алексиевич не столько реальные истории, сколько философию самой книги. Своими мыслями по поводу сериала автор поделилась с журналистами.

Понравился ли сериал

Да, мне показалось, что это сильная вещь. И как-то вовремя она произошла. По моей книге снято много фильмов, в том числе европейских, и не было такого звучания. И вдруг, что-то совпало. Наверное, природа нас напугала, и мы стали перед необходимостью думать об экологическом мышлении. Новым поколениям придется жить в экологической истории. Что сделал сериал «Чернобыль» – вытянул нас из истории в космос. О том, какие опасности у нас впереди, поскольку мы переходим в новую историю, – в экологическую историю. В то же время, здесь только частично использована моя книга. Они много собрали, например, о Легасове. Это ученый-химик, член правительственной комиссии по расследованию причин и по ликвидации последствий аварии, принимал ряд важнейших решений по предотвращению дальнейших взрывов. Я никогда столько не встречала и не писала о нем. 

 
Фото: Womo.ua  

Что в сериале впечатлило больше всего 

Если говорить о героях, то у меня было ощущение некой их ходульности, условности. Но вот эта вся атмосфера, эта репетиция Апокалипсиса — это все очень сильно. Для меня и в книге это важно было: я доставала человека из истории и поднимала в космос, говорила, что мы уже не только в истории существуем, что это проблема цивилизации. Да, есть политики, которые по-прежнему существуют в рамках истории, они воюют, убивают другие народы. Но в глобальном смысле человек уже вырвался в новое пространство, и, чтобы в нем жить, нужна новая философия, которую те же политики будут приводить в жизнь. Ужас в том, что этой философии нет. Наша практика не переплавляется в новые идеи. Кстати, западные рецензенты подчеркивают, что создатели сериала взяли у Алексиевич не столько реальные истории, сколько философию самой книги. 

Это далеко не первый фильм, снятый по книге, и не первый фильм о Чернобыле. Но первый, который выстрелил. Почему прошлые не выстреливали?

Нет, просто сегодня люди оказались готовы это воспринять. У меня по книге и спектакли идут по всему миру, и тиражи самой книги миллионные. Во Франции был целый фестиваль, на который со всей страны привезли 17 спектаклей по «Чернобыльской молитве». И это все-таки не имело такого успеха, как сериал. Мы сегодня — люди кино. Плюс выросло поколение, у которого иное экологическое состояние, иная культура. И конечно, надо отдать должное создателям сериала, тому, как они выстроили сюжет.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале