Читалка социолога Татьяны Мартыненко: смертельные вирусы, «школьные» романы, философские размышления
Фото: Socio.msu.ru |
С тех пор, как я поступила на социологический факультет и потом начала здесь работать, художественную литературу я читаю все реже. Чаще всего читаю то, что непосредственно связано с социологией, философией или психологией, или то, что имеет научно-популярную форму. Поскольку уже года два-три я занимаюсь новой для себя отраслью, социальной экологией, то приходится расширять кругозор.
Джина Колата, «Грипп. В поисках смертельного вируса»; Карин Мёллинг, «Вирус. Скорее друзья, чем враги»; Ричард Фейнман, «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман»
Две последние книги, которые заинтересовали меня, носят скорее научно-популярный характер. Первая книга — «Грипп. В поисках смертельного вируса» Джины Колаты. Она рассказывает о том, что грипп в разных его формах унес больше жизней, чем некоторые войны — например, испанка, эпидемия которой разгорелась сто лет назад, сравнима по последствиям с Первой мировой. Книга построена как детективная история, потому что долгое время не могли понять, что это за вирус, как он распространяется, как его лечить. Такая научная информация, облеченная в художественную форму,конечно, интересна и легко воспринимается.
Вторая книга — «Вирусы. Скорее друзья, чем враги» Карин Мёллинг. В ней автор пытается изменить представление о вирусах как об опасности для человечества, но параллельно рассказывает о своей карьере, дает советы. Я многое оттуда почерпнула.
Мне в принципе нравится литература, в которой авторы-ученые в занимательной форме рассказывают о своей деятельности. Наверное, многие знают о книге физика Ричарда Фейнмана «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман». В ней известный ученый рассказывает, как случайные события, определенные черты его характера помогли ему выстроить научную карьеру.
Вальтер Беньямин, «Улица с односторонним движением»
Если говорить о художественной литературе, то она скорее ближе к философии. Я люблю Вальтера Беньямина, например, его книгу «Улица с односторонним движением», хотя она нетипичная. Беньямин посвятил ее девушке, в которую был влюблен. Там упоминается и Москва, где он бывал.
Эта книга представляет собой совокупность небольших зарисовок, некоторые могут занимать буквально страничку. Например, он дает совет, как писать большие труды: «Ни дня без строчки, а неделю можно». И люди, которые часто работают с текстом, понимают истинное значение этих слов, потому что писать надо действительно регулярно, но в то же время перерывы помогают по-новому взглянуть на то, чем занимаешься.
Плюс к этому есть зарисовки на темы, связанные с этикой. Автор предлагает посмотреть на проблему смертной казни, представив себя в заточении. Если бы вы оказались в такой ситуации,какое бы решение о моратории приняли?
Классическая литература
Если говорить про отечественную литературу, то многое осталось в школе. Наверное, только сейчас я по-новому открываю для себя Пушкина — в первую очередь, «Евгения Онегина». Недавно я была в опере и после неё как-то иначе взглянула на это классическое произведение. В школе я всегда предпочитала Пушкину Лермонтова: мне казалось, что Пушкин — как рок-звезда, автор, которого любят все. Булгакова любила раньше и сейчас люблю, «Мастера и Маргариту» читала бесчисленное количество раз.
Если говорить о западной литературе, то сразу вспоминаю «Убить пересмешника» Харпер Ли.
Книги по социологии и философии
Для тех, кто интересуется социологией, я порекомендовала бы три книги, которые мы советуем читать нашим первокурсникам. Это Зигмунт Бауман, почти наш современник, работа называется «Мыслить социологически», Пер Монсон «Лодка на аллеях парка» и Питер Бергер «Приглашение в социологию». Во всех этих работах авторы не только задают вопрос о том, что такое социология, как быть социологом, но и обращают внимание на то, свободен ли человек в своих действиях, или структура задает правила и мы лишь пешки. Проблема социологии как раз в том, что мы — часть общества, которое изучаем, но в то же время должны смотреть на него объективно. Поэтому нужно включить то, что называется «социологическим воображением».
Еще могу порекомендовать книгу Виктора Франкла «Сказать жизни: "Да!"» Это книга о психологе в концлагере, написанная на собственном опыте. С одной стороны, это работа по психологии, но я могу назвать ее философской, потому что она дает определенное понимание мира и того, какое место в нём занимает человек.
Мне кажется, всем обязательны к прочтению работы Энтони Аткинсона и Джозефа Стиглица: они позволяют иначе взглянуть на проблему неравенства.
Я часто перечитываю афоризмы СёренаКьеркегора — его крупные произведения, такие, как «Дневники обольстителя», довольно пессимистичны. Еще из философов я люблю Жан-Поля Сартра — не только собственно философское творчество, но и художественные произведения, например, «Тошноту» или «Зигмунда Фрейда».
Регулярно читаю работы сотрудника нашего факультета, профессора, заведующего кафедрой Агамали Куламовича Мамедова — он пишет и пьесы, и романы. Последняя его пьеса, которую я прочитала, называется «Билет в Пекин». Это произведение о любви, предательстве, дружбе.
Стихи Марины Цветаевой и Анны Ахматовой
Я люблю двух поэтесс, хотя они бы предпочли, чтобы их назвали поэтами: это Марина Цветаева и Анна Ахматова. Для меня всегда они были очень разными. Цветаева мне всегда казалась вольной пташкой, ее тексты, ее стихотворения более легкие — у Ахматовой они более фундаментальные, жесткие, строгие. Может быть, конечно, я воспринимаю их таким образом через призму биографии. У Ахматовой люблю «Северные элегии», у Цветаевой мне ближе стихотворения о любви.
Подготовила Светлана Мамонова