В России создали «Культурный норматив» для школьников

В него вошли списки музыкальных, народных и литературных произведений, фильмов, спектаклей и картин, с которыми рекомендуется знакомить детей. Это сотни позиций: музыка — Глинка, Мусоргский, Чайковский, ABBA, Queen, Nirvana, Владимир Высоцкий, Виктор Цой, Булат Окуджава, Борис Гребенщиков. Кино — «Иваново детство», «Баллада о солдате», «Форрест Гамп», «Крестный отец» и многое другое.
 
 Nirvana 

Опубликованы методические рекомендации для школ, разработанные Минкультуры и Минпросвещения. В рамках совместного проекта двух министерств «Культурный норматив» утверждены списки музыкальных и литературных произведений, фильмов, спектаклей и даже картин которые рекомендуется посмотреть школьникам, сообщает «Российская газета».

Как отмечается в методических рекомендациях, проект направлен на духовное, эстетическое и художественное развитие школьников и повышение культурной грамотности подрастающего поколения. Он определяет «объем необходимых для молодых людей знаний и представлений об отечественной и мировой культуре». Обучающиеся познакомятся «с лучшими образцами театрального, музыкального, изобразительного искусства, кинематографии, литературы и народной культуры».

Авторы уверены, что проведение мастер-классов, встреч с выдающимися деятелями культуры и знакомство с информационными ресурсами будет способствовать развитию творческих компетенций, креативного мышления.

Что оказалось в «культурном нормативе»

В блоке «Кино» более 700 произведений. Они разбиты по классам (от младших до старших) и направлениям — от отечественных до зарубежных и мировых киношедевров. Среди них:

  • «Иваново детство», реж. Андрей Тарковский, 1962
  • «Москва слезам не верит», реж. Владимир Меньшов, 1979
  • «Кин-дза-дза!», реж. Георгий Данелия, 1986
  • «9 рота», реж. Федор Бондарчук, 2005
  • «Большой и добрый великан», реж. Стивен Спилберг, США, 2016
  • «Крестный отец», реж. Фрэнсис Форд Коппола, США, 1972
  • Аниме «Принцесса Мононоке», реж. Хаяо Миядзаки, Япония, 1997
  • «Форрест Гамп», реж. Роберт Земекис, 1994, США
  • «Человек дождя», реж. Барри Левинсон, 1988
 
 Кадр из фильма «Крестный отец», 1972 г. 

В блоке «Музыка» несколько сотен произведений: от Глинки, Мусоргского, Чайковского до Моцарта и Бетховена. От The Beatles, Nirvana — до Высоцкого и Цоя. Вот, что в числе прочего детям предлагается послушать в 9-11 классах:

  • С. Окуджава. «Давайте восклицать…»
  • В. Высоцкий. «Я не люблю»
  • А. Макаревич и «Машина времени»: «Солнечный остров», «Марионетки»
  • В. Цой и группа «Кино». «Перемен, мы ждем перемен»
  • «Наутилус Помпилиус». «Скованные одной цепью»
  • The Beatles. All you need is love
  • Queen. Bohemian rhapsody
  • Pink Floyd. Money
  • ABBA. Dancing queen
  • Nirvana. Smells like teen spirit

Программа «Культурный норматив» стартует уже в октябре в 11 пилотных регионах России (Республиках Татарстан, Коми, Ставропольском и Краснодарском краях, Тульской, Ярославской, Пензенской, Саратовской, Новосибирской, Ульяновской и Белгородской областях).

Первый блок проекта называется «Культпоход». Он предполагает организованные выезды школьников на спектакли, концерты, выставки, кинопоказы, экскурсии (в том числе виртуальные), фестивали, радиоспектакли и др.

 
 Фото: Penzavzglyad.ru

Минпросвещения и Минкультуры рекомендуют проводить культпоходы ежемесячно «при наличии возможностей учреждений культуры и образовательной организации конкретного населенного пункта».

При этом все мероприятия должны быть бесплатны для школьников и проходить абсолютно добровольно.

Ребята, которые освоят разные блоки, будут записывать свои впечатления в культурном дневнике и в конце учебного года сдавать культурный норматив в игровой форме (конкретную форму проведения испытания регионы определят самостоятельно).

Среди заданий могут быть такие: определить на слух название музыкального произведения и автора, определить жанр фильма, определить век создания картины и т.д.

Тот, кто успешно сдаст норматив, получит бронзовый, серебряный или золотой знак отличия проекта.

Как создавали «Культурный норматив школьника»

Разрабатывали «норматив» авторитетные эксперты. Так, по профилю «Изобразительное искусство и Архитектура» экспертом выступила профессор кафедры теории и истории культуры Института кино и телевидения ГИТР Олеся Строева.

Руководителем рабочей группы по составлению списка фильмов по профилю «Кинематограф» выступил директор ФГУП «ТПО «Киностудия «Союзмультфильм» Борис Машковцев.

За «Музыку» отвечала зав.теоретическим отделением Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, ответственный секретарь и редактор журнала «Наука телевидения» Ольга Хвоина.

Говоря о том, как создавался список фильмов, Борис Машковцев рассказал, что это была общая работа специалистов из разных областей культуры, где руководители формировали общую методологию: Все эксперты давали свои предложения: из какого контента может состоять норматив. Затем все списки произведений, которые рекомендуются для школьников, были разбиты на возрастные группы и распределены еще по определенному количеству отраслевых экспертов. В нашем случае в этом процессе участвовал Союз кинематографистов, Музей кино, ВГИК — все давали свои рекомендации и замечания.

Этот процесс занял полгода, после чего списки из 300 российских и 100 зарубежных фильмов были утверждены.

Машковцев добавил, что это — рекомендованный список фильмов: «Подобный формат сродни списку литературы для внеклассного чтения. Выбирались произведения, которые с нашей точки зрения могут заинтересовать детей и подростков, увлечь их кинематографом. При этом мы исходили из того, что школьнику необходимо развиваться не только по линии научного знания, но и эмоционального, эстетического восприятия мира. Соответственно, этот культурный норматив — способ дать ребенку альтернативное видение мира».

Машковцев пояснил, что в нормативе прописаны три формы, как школьник может контактировать с произведениями культуры. Первое — это различные выездные мероприятия (сейчас несколько регионов включены в тестирование этой программы — каждый субъект должен предложить значимые с культурной точки зрения места для посещения школьников).

Второе — формат культурных клубов, где местный педагог, ориентируясь на эту методику и рекомендованные списки, может не просто демонстрировать произведения детям, но и обсуждать с ними, мотивировать к творчеству. Третий формат — самостоятельное изучение фильмов из списка. Все они размещены на портале культура.рф. 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале