«Помогаю бездомным животным, а людям не хочу». Как студенты МГУ относятся к тем, кто живет на улице
Фото: Inforeactor.ru |
Дарья Кузнецова, исторический факультет МГУ
Бездомным — нет, не помогала, но скорее хотела бы, чем нет. Возникает масса вопросов, в том числе: «А как они до этого дошли?»/ Думаю, нужно больше рабочих мест, повышение цен на алкоголь, а также, на мой взгляд, легализация легких наркотиков (приведу в пример кейс Португалии).
Альбина Исмаилова, выпускница факультета журналистики 2018 года
Помогала и помогаю бездомным животным. Людям — нет и не хочу. Животных жалко, потому что чаще всего они лишь жертва человеческой халатности и жестокости. Я кормлю зимой кошек и собак, которых бросают хозяева в холодное время года, просто оставляют на дачах (я живу за городом), некоторых удается пристроить. У меня и у моей сестры живут коты, которых мы взяли с улицы.
Бездомные люди не вызывают у меня жалости, только отвращение. Я не верю, что в Москве им никто не может помочь. На станции метро «Домодедовская» есть мужчина, который целыми днями сидит в переходе и попрошайничает, спит там же. К нему регулярно подходят люди разного возраста, спрашивают, чем помочь. Несколько раз видела, как молодые полицейские предлагали помощь, но ему это не нужно, ему и так хорошо.
Про другие города не буду ничего утверждать, но сейчас в России молодежь достаточно активная, поэтому везде найдутся люди, готовые помочь. Но нужно ли это бездомным? Эти вечные истории про потерянные документы — сейчас везде электронные базы данных, восстановить легко, нужно только обратиться. Но им гораздо приятнее получать еду и одежду бесплатно и ничем не заниматься.
Что нужно сделать на государственном или общественном уровне, чтобы уменьшить процент бездомных в стране? Не знаю. Наверное, отлавливать, как собак и кошек. Устроить общежития и давать работу, самую простую. И выделить на эти общежития психологов. Если человек захочет выбраться — он выберется. Если нет — хоть какая-то минимальная польза от него будет. Трудовых мигрантов можно отправлять домой, где у них дом и семья (и это не только мигранты из соседних стран, но и граждане России из разных регионов). Но работа психолога должна проводиться со всеми, кто прожил на улице хоть какое-то время.
Что могло бы изменить мое отношение? Сейчас, думаю, ничего.
Фото: Forumdaily.com |
Денис Забузов, выпускник факультета журналистики 2018 года
Копейку кидаю бездомным иногда, но не более того. Просто подумал, что некоторым людям, возможно, мои пять или десять рублей помогут.
Что нужно сделать, чтобы уменьшить процент бездомных в стране? Кто знает, в какой ситуации по жизни может оказаться... Центры помощи бездомным и по другим странам не особо работают, если посмотреть на статистику. Я бы лучше придумал что-то вроде квалификационного центра, где людей бы причесали, отмыли, а затем научили бы какой-нибудь базовой работе и пристроили бы куда-нибудь.
Мариам Кумсиашвили, выпускница колледжа при Российском университете транспорта (МИИТ)
Помогала один раз. Хотела бы помочь ещё. Они вызывают сострадание и сочувствие. Я считаю, что стране нужно больше бесплатного образования и выше зарплаты.
Фото: Forumdaily.com |
Ольга Палкина, факультет почвоведения МГУ, 2 курс
Раньше я старалась подавать деньги людям в переходах, в том числе и бездомным, но после прочитала ряд статей о преступных схемах с попрошайками и перестала это делать. Теперь я считаю, чтостоит помогать не лично, а через фонды, которые лучше разбираются в вопросе.
Думаю, необходимо создание кризисных центров, куда люди могли бы обратиться в сложной ситуации и получить еду, возможно юридическую помощь, привлечение бездомных людей к общественным работам, где они могли бы получить оплату. А в обществе следует искоренять стереотип о том, что все бездомные пьяницы и тунеядцы, больше рассказывая истории людей, которые по разным обстоятельствам оказались на улице.
Лилия Акбашева, филологический факультет МГУ, 2 курс
Я не участвовала в помощи бездомным, так как не знаю, как это сделать. Конечно, они вызывают сочувствие! Считаю, что необходимо организовать программу по социальному обеспечению всех муниципальным жильем и проводить юридический ликбез для противостояния мошенничеству.
Фото: Dailynews.ru |
Диана Филонова, выпускница факультета педагогического образования МГУ 2016 года
В помощи бездомным не участвовала: ресурсы человека ограничены и невозможно помочь всем, поэтому приходится выбирать. В моем случае это выбор в пользу других групп нуждающихся, но бездомные вызывают сочувствие.
Возможно, нужно сделать доступнее бесплатную юридическую и психологическую помощь для тех, кто попал в кризисную ситуацию, а также продолжать на государственном уровне популяризировать семейные ценности. Ведь у многих бездомных есть родственники, которые от них отказались.
Елена Карпова, исторический факультет МГУ, 3 курс
Я участвую в помощи бездомным уже второй год. По вторникам мы с другими волонтерами благотворительного фонда «Люди-добрые» готовим на кухне храма мученицы Татианы при МГУ (Большая Никитская улица, 1 — «ТД») и раздаем горячие ужины для бездомных людей, временно проживающих в ЦСА (центре социальной адаптации).
Проблема бездомных давно волновала меня — как может не волновать то, с чем сталкиваешься каждый день, выходя из дома: на улице, в метро, в электричках? От друзей я узнала о замечательных людях, организовавших фонд помощи малоимущим семьям и людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Первый выезд на точку кормления я не забуду, наверное, никогда. Сотни людей в грязной оборванной одежде, страшный запах (такой, что некоторые предпочитают надевать защитные медицинские маски), непристойные ругательства… Но больше всего мне запомнились глаза, сотни глаз людей, таких же как ты — с двумя руками, ногами, головой, со своими мыслями, переживаниями, чувствами… Во взглядах многих из них читалось отчаянье, безразличие, озлобленность, но мне удалось разглядеть и надежду. Надежду на сострадание, сочувствие, помощь, надежду на Человека.
Фото: Фонд «Люди добрые» |
За год моего пребывания в фонде случались удивительные вещи. Однажды, еще в самые первые месяцы моего знакомства с бездомными людьми, на выезде произошел такой случай. В начале раздачи одна наша волонтер обратилась к людям с просьбой о молитве о ее тяжело болящей матери. Как мне показалось, никто не обратил внимания. Однако через некоторое время мы заметили мужчину, пробиравшегося к нам сквозь толпу. Он был бедно одет, от него плохо пахло, он был истощен и измучен. В руке он держал купюру в тысячу рублей. Он протянул ее девушке со словами: «Возьмите, это на лечение….». На глазах выступили слезы: «Ну что вы, не нужно, просто помолитесь как можете, своими словами». Откуда у бездомного такие деньги? Украл ли он их, обменял на бутылку или нашел на улице… Какая разница? «Не суди, да не судим будешь» — говорится в Книге книг. Человек, не имеющий ничего, был готов отдать последнее тому, кто в беде. Всегда ли вы готовы поступить так же? Я — нет. И тот бездомный для меня — пример для подражания.
Большинство из нас думает, что бездомные люди сами виноваты в своем положении, но по статистике каждый четвертый житель страны может оказаться человеком без определенного места жительства.
Помощь нашего фонда вряд ли уменьшит количество бездомных в России. Но она помогает нам оставаться людьми и не закрывать глаза на боль другого человека.
Подготовил Никита Бондарович при участии Даниила Сидорова