Дельцы против «Джентльменов»: о новом фильме Гая Ричи
Уличный счастливчик Ричи, не имевший даже законченного школьного образования, начал карьеру в середине 90-х годов с авантюрной короткометражки «Трудное дело». Но настоящий успех пришел к нему благодаря его первому полнометражному фильму — «Карты, деньги, два ствола» (1998). Ричи снискал славу культового автора новой «бандитской волны»: своим смелым, местами неумелым, но дерзким и очень личным фильмом он задал стиль на опрятную внешность, длинные пальто, беспощадную молодость и выразительную немногословность. Следующие картины режиссера — «Большой куш» (2000), «Револьвер» (2005) и «Рок-н-рольщик» (2008) — так или иначе повторяли ошеломительный успех первого произведения, собранного и смонтированного «на коленке», даже без профессионального света.
Все три фильма из молодого гангстерского периода Ричи снял с помощью не слишком опытного тогда оператора Тима Мориса-Джонса. Для Джонса работа с Ричи стала звездным часом, а для актера Джейсона Стэтхема — «звездным» трамплином в долгую и успешную актерскую карьеру, состоящую из вереницы решительных и эмоционально-сдержанных образов криминальных одиночек. Кстати, в новой, снятой уже после «Джентльменов», картине Гая Ричи «Инкассатор» снова играет Стэтхем, — где, видимо, осваивает новое амплуа.
После «Рок-н-рольщика» у режиссера был довольно долгий период сотрудничества с большим зрительским и продюсерским кино в Голливуде: в погоне за бюджетами и кассовыми сборами Ричи реанимировал сериальный проект «Агенты А.Н.К.Л.» — возможно, впервые в истории британского кино показав на экране не лишенный привлекательности портрет русского спецагента. Выдал на-гора две блестящих, хоть и не бесспорных, картины о похождениях Шерлока Холмса в исполнении экстравагантного Роберта Дауни младшего и его чуть более интровертного, но очень галантного Ватсона — ДжудаЛоу. Была попытка, пусть и несколько сумбурная, поиграть на фэнтезийно-историческом поле в «Мече короля Артура»: фильм не принес больших дивидендов, зато Ричи поработал с Чарли Ханнингом, сыгравшим плутоватого, «уличного» Короля Артура.
Даже на территорию детского, семейного кино Ричи весьма успешно заглянул со своим бойким, остроумным (за счет, конечно, Уилла Смита в роли Джинна) диснеевским ремейком «Аладдина». Все эти проекты были весьма успешны, прибыльны и полезны — ибо помнит Ричи и горький вкус «Золотой малины» — приза за худший фильм. Этой антипремии удостоилась его картина «Унесенные» — слащавая и нелепая история богатой американки в исполнении Мадонны (в то время жены Ричи) и бедного итальянского моряка (Адриано Джаннини), вынужденных искать общий язык на необитаемом острове. Впрочем, даже эта картина имела положительный эффект: поп-дива с тех пор поклялась (и пока держится!) больше не сниматься в кино.
В «Джентльменах» же Ричи не только вернулся к родной криминальной тематике, но и вновь выступил в роли автора сценария. Причем сделал все это уже на «взрослом», профессиональном уровне, на этот раз привлекая на ключевые роли настоящих «звезд» британского кинематографа (а не друзей и «списанных» футболистов), выдав им отточенные сценарные реплики (а не указание на «драйвовый» экспромт), и уложив вечно спутанные «хвосты» своих перегруженных флешбеками историй в нехитрые, но очень тугие и симпатичные «косы».
В операторском плане картина безупречна: неспешная динамика, блестящие клиповые вставки, великолепные костюмы и продуманные, выгодные ближние планы. Живые, убедительные декорации создают атмосферу настоящего города, настоящих трущоб, настоящих поместий. Все это рисует «выпуклый» портрет современной Британии. Недаром за камерой стоял Алан Стюарт, сумевший выжать максимум из приторного антуража диснеевского «Аладдина», а над монтажем«Джентльменов» колдовал проверенный обоими «Шерлоками» волшебник Джеймс Херберт.
Актерская игра — еще один плюс картины. «Патентованный» кинопреступник Мэтью Макконэхи предстает эдакой гремучей смесью английского дендизма, благородного эстетства и пещерно-наглого гангстерства. Схема, с помощью которой его герой Мики Пирсон достигает высот в производстве и сбыте марихуаны, проста и действенна, к тому же недвусмысленно указывает на криминальный характер аристократической власти.
Впервые у Ричи появляется внятный женский персонаж. Это верная и любимая жена главного героя — конечно, не Невеста из «Убить Билла», — но для откровенного мужского шовиниста (в кино, конечно, только в кино!) Гая Ричи сделать своего героя-наркобарона счастливо женатым на яркой и не менее криминально-одаренной героине —это огромный прорыв. А если вы смотрели «Аббатство Даунтон», то выбор Гаем Ричи актрисы на эту роль еще больше уверит вас в наличии социально-политического подтекста «Джентльменов» (жену Пирсона играет Мишель Докери, воплотившая в сериале образ «стальной аристократки» Мэри).
В картине Ричи много и других ярких персонажей и сюжетных линий: тут и Тренер (Колин Фаррел) с его боксерами-налетчиками, и редактор Большой Дейв (Эдди Марсан), намеренный с помощью своего таблоида разрушить преступную империю аристократов во главе с Мики, и многочисленные юные студенты-наркоманы, напыщенные и не очень аристократы, громилы, верзилы и воротилы всех мастей и рас. В общем, всё, как любят поклонники гангстерских саг от Гая Ричи.
Но ни излишней жестокости, ни грубости в «Джентльменах» нет, сюжетные линии не обрываются и не провисают. Упругое и крепкое тело фильма, под стать его героям, бодро и в то же время неспешно проносит два часа драйва, юмора и визуального совершенства.