«Черные» книги Марлона Джеймса
Фото: Иван Колпаков |
По-настоящему «выстрелил» третий роман Джеймса — «Краткая история семи убийств». Автор получил за неё Букеровскую премию, став первым в истории лауреатом с Ямайки. Выходя на сцену, он пошутил, что настолько не был уверен в своей победе, что даже не подготовил речь. Именно после этой книги Джеймс приобрёл славу выдающегося писателя мистического и фантастического жанров. Сейчас он трудится над трилогией «Темная звезда» и уже написал первую книгу — «Черный леопард, рыжий волк». Она стала одной из ярчайших литературных новинок 2019 года, её хвалили такие именитые писатели, как Нил Гейман и Джефф Вандермеер, а студия Майкла Б. Джордана даже приобрела права на экранизацию.
Роман повествует о похождениях Следопыта — человека с необыкновенными «звериными» способностями, эдакого африканского Ведьмака. И друг ему под стать — человек-леопард. Он подбивает Следопыта отправиться на поиски таинственного ребёнка, за которым охотится Черный Колдун. Тут-то и начинаются путаные приключения, сочащиеся кровью.
Книга представляет собой смесь детектива, мистики и фантастики. Это фэнтезийный эпик, основанный на африканских мифах и легендах. Тут Марлон Джеймс не оригинален: нечто подобное делал Рик Риордан, который опирался на мифы Древнего Египта при создании цикла книг «Наследники Богов». Мир «Черного леопарда…» напоминает и Средиземье Джона Толкина: он такой же большой, продуманный до мелочей, а главное — его населяет огромное количество волшебных существ. Персонажей настолько много, что простое перечисление всех героев в начале книги занимает, ни много ни мало, три страницы, а в книге ведется повествование от лица почти каждого из них.
И все же «Черный леопард, рыжий волк» — очень нетипичный роман для жанра фэнтези. В отличие от Риордана и Толкина, Джеймс написал далеко не детскую сказку. О том, что этот роман стоит читать только взрослым, говорит не только значок «18+» на обложке. Вы открываете книгу, перелистываете несколько страниц, а там…«Жила-была женщина, родившая ребенка от быка-буффало. У того сына был сын от гиены. У того сына был сын от шакала. Тот сын сладил сынка со змеей…». Ну, это так, просто милая родословная, с кем не бывает. А вот чуть позже вы наткнётесь на подробное описание кровавой расправы Следопыта со своими врагами: «…схватил камень, что мне подушкой служил, и бил его по голове, пока морда его месивом не запахла».
Фото: Иван Колпаков |
С самого начала повествования мы окунаемся в мир жестокости, грязи и… правды. Именно правды: автор не маскирует её мягкими эпитетами, и даже, в некоторой степени, бравирует тем, что выставляет на всеобщее обозрение жизнь в том виде, как она существовала в древности.
Читатели оставляют неоднозначные отзывы о «Черном леопарде…». Кто-то называет роман «литературным эквивалентом Вселенной Марвел», кто-то считает его «глубоким и умным, как книга Джина Вулфа», кто-то просто делится впечатлениями о страшном и захватывающем дух произведении.
Для многих читателей сюжет может показаться чересчур пугающим и запутанным- в книге множество головоломок и еще больше жестоких сцен. Одна читательница даже написала в своем отзыве, что роман написан «для зеков, зековским же языком».
Не обошлось, конечно и без Роскомнадзора, так что имейте в виду, что мы читаем книгу в несколько ином варианте, нежели она вышла, например, в США.
Зачем же было Джеймсу, лауреату Букеровской премии, ученому, прибегать к такому сомнительному приёму как обилие жестокости и насилия? Было ли это попыткой эпатировать читателя или причина кроется в наклонностях самого Джеймса?
Марлон Джеймс. Фото: The Guardian |
Детство Марлон провел на Ямайке. И, хоть он вырос в богатой семье ив хорошем районе, не стоит забывать, что его родители служили в полиции. Преступность на острове процветала, и мальчик вполне мог быть в курсе дел, над которыми работали родители. Говорят, что однажды над Джеймсом даже провели обряд экзорцизма и якобы «изгнали из него восемь бесов». А может быть, это только часть его литературного амплуа…
Всю жизнь Джеймс мечется между верой и неверием, впадает в крайности. Его книги изобилуют пикантными идеями, которые он то делает частью своей философии, то отвергает. Сейчас Марлон занимается тем, чем хотел заняться очень давно — пишет фантастическую трилогию, основанную на африканских мифах. Какой она будет — посмотрим.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции