Интерес к репетиторским услугам упал на треть
Фото: «Российская газета» |
Однако репетиторы со стажем и репутацией отказываться от своих заработков не готовы.
«Снижать цены я не намерена. Думаю, так же рассуждают и другие зарекомендовавшие себя профессионалы с хорошими отзывами. Нас «по цепочке» клиенты передают друг другу», — говорит репетитор истории и обществознания с 14-летним стажем работы в этой сфере х репетиторов, которые обеспечивают ученикам результаты по ЕГЭ не ниже 90 баллов, это будет ощутимо только осенью. Примерно такая же ситуация у Полины Моисеевой, которая уже более десяти лет занимается с учениками средних классов английским языком», — говорит Анна Соловьева.
Этот режим во многом стер многочисленные различия между репетиторством и традиционной школой. Учителя освоили новые форматы, а репетиторы, всегда славившиеся своим индивидуальным подходом и «прицельным» решением конкретной задачи в пробелах знаний ученика, оказались в замешательстве.
По словам Анны Соловьёвой, работа в режиме онлайн процентов на 30 снижает продуктивность обучения: «Я всегда работаю с небольшими группами по три-пять учеников. При очной форме занятий отчетливо видишь, что конкретно не понял ученик, в чем у него возникли затруднения, даже если сам он сформулировать свою проблему не может. В онлайн-занятиях это далеко не всегда столь очевидно. К тому же кто-то выходит на связь с тобой по ноутбуку, кто-то — со смартфона, связь порой барахлит - это тоже создает определенные трудности. Затруднен и контроль оценок».
Такие же трудности испытывают и школьные педагоги. Однако если еще три-четыре года назад школа ощущала отток квалифицированных педагогов в репетиторский бизнес и это ощущалось как явная проблема, то сегодня этой проблемы нет. Во-первых, потому что нивелирование различий при онлайн-обучении между школой и репетитором. Вторая причина — заработки учителей. Они растут, а репетиторские доходы падают.
Сегодня средняя зарплата учителя в Петербурге составляет чуть более 57 тысяч рублей.
«Однако существует масса доплат за всевозможные нагрузки, за подготовку школьников - победителей олимпиад, гранты для творческой работы учителя. При достаточном стаже и активной работе по всем этим направлениям хороший учитель может зарабатывать и по 80, по 100 тысяч рублей в месяц», — поясняет директор Санкт-Петербургского лицея N 369 Константин Тхостов.
Сегодня в школах Петербурга насчитывается более 90 тысяч педагогов. Дефицита их в школах нет. Число репетиторов, по разным оценкам, колеблется в Северной столице от 86 до 101 тысячи, то есть примерно равно количеству школьных учителей. Но, судя по наметившейся тенденции, оно будет сокращаться. И если три года назад заработки репетитора могли в четыре-пять раз превышать доход педагога, то сегодня этот разрыв уменьшается: репетитор зарабатывает в лучшем случае в три раза больше, чем учитель со средней зарплатой.
Фото: Vogazeta.ru |
На сайтах, предлагающих услуги репетиторов, появляется много новичков, готовых по демпинговым расценкам «натаскать» ученика по любым темам. С другой стороны, в репетиторской среде сейчас все чаще звучат голоса о необходимости выхода из тени. К этому шагу репетиторов тоже подвигает экономическая ситуация.
«Я изучила все штрафные меры, которым меня могут подвергнуть за работу без официальной регистрации. Решила, что ИП мне гораздо выгоднее, чем числиться самозанятой. По крайней мере, там гарантируются страховые и пенсионные отчисления. Как только кончится режим самоизоляции, займусь оформлением», — говорит Анна Соловьева.
О том же заявляет и Полина Моисеева. Она признает: учеников у нее, как и у коллег, становится меньше, а значит, надо готовить себе более надежную платформу.
Косвенно эту тенденцию подтверждает и официальная статистика: в Петербурге сегодня числится порядка семи тысяч самозанятых, число их не увеличивается. То, как изменится численность ИП, станет ясно позднее.
По оценкам специалистов, самыми востребованными сегодня на рынке репетиторских услуг остаются преподаватели математики и английского. Впрочем, появились и новые тренды: увеличивается спрос на преподавателей дополнительного образования. И это понятно — родителям на изоляции хочется, чтобы ребенок отдельно от них занялся онлайн чем-нибудь полезным. Педагоги, умеющие интересно дать онлайн-уроки любого творчества — от макраме до бального танца, — пользуются спросом.
Перенос ЕГЭ на более поздний срок дал репетиторам и школьным учителям дополнительную фору в несколько недель. Однако он добавил трудностей тем, кто был намерен сдать ЕГЭ досрочно.
Первая, так называемая досрочная, волна сдачи ЕГЭ обычно проходила в марте-апреле. Она рассчитана на тех выпускников прошлого года, кто не доволен своими оценками и хочет пересдать их на более высокий балл, а также на детей, страдающих хроническими заболеваниями, на детей-спортсменов, которые из-за специальных занятий вынуждены пропускать уроки в школе.
Таких у репетиторов всегда бывает процентов 15-20.
Из-за переноса итоговой аттестации на начало июля эти люди будут сдавать ЕГЭ после нынешних выпускников, то есть, скорее всего, во второй половине июля. Такое продление сроков ни к чему хорошему не ведет, считают репетиторы. Подготовленный к определенной дате (март-апрель) материал забывается, требуется дополнительная подготовка, а значит — дополнительные занятия с репетиторами, на которых во многих семьях финансово не рассчитывали.
Неслучайно некоторые эксперты говорят сегодня о том, что приемная кампания в вузы в этом году будет «смазана». Руководитель Центра национальной технологической инициативы «Новые производственные технологии» Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Алексей Боровков, разработавший математическую модель выхода из кризиса, заявил, что порядка 500-600 российских вузов смогут недосчитаться абитуриентов.