«Однажды в Трубчевске»: осенний марафон на двоих
Одна из особенностей фильма «Однажды в Трубчевске» заключается в том, что зрителю не рассказывают, а именно показывают историю. Всё понятно без слов: каждый план и каждый ракурс подобраны так, чтобы зритель мог быстро погрузиться в происходящее. Стоит отметить живописность и пейзажей, на фоне которых разворачивается эта запутанная любовная драма, и самого Трубчевска, который заключает в себе простоту обычного русского городка и выразительность сказочного места.
Естественность, искренность происходящего — заслуга каждого персонажа, который появляется на экране. А второй план фильму обеспечили реальные трубчане. Все вместе они создают единую гармоничную картинку — возможно, это один из приёмов, которые позволили вдохнуть жизнь в происходящее на экране.
Ещё один плюс фильма — саундтрек. Музыка гармонично дополняет визуальный ряд и усиливает его восприятие. Но важная роль отведена и тишине: когда Егор и Аня решают перекусить, не нужно ни музыки, ни слов — достаточно того, как персонажи смотрят друг на друга.
Зритель как будто сам оказывается рядом с персонажами в тех сценах, где мы не слышим их реплики. Вот в магазине какая-то пара спускается на эскалаторе и о чём-то разговаривает. Мы видим обыкновенных людей, их эмоции, можем определить настроение, но не слышим, что именно они говорят. Это и понятно: мы же не знаем, кто едет с нами в одном вагоне метро — супруги или тайные любовники с непростой историей. А может быть, режиссёр хочет расставить смысловые акценты: персонажи ведут разговор, просто чтобы скоротать время — звук становится тише, мы еле-еле слышим голоса; Аня выражает чувства в страстном танце — музыка оказывается громкой, движения сливаются в единый порыв эмоций.
Для картины характерно чередование размеренных «немых» сцен (с дальними планами природных пейзажей, средним планом кабины грузовика, где сидят Аня и Егор) и сцен более быстрых, резких. Некоторые зрители говорили, что «немые» сцены делают фильм затянутым, даже нудным. Но в жизни есть место не только для разговоров и поступков, определяющих будущее, но и для повседневной рутины.
Лента Ларисы Садиловой напоминает и фильм Георгия Данелии «Осенний марафон», в котором герой Олега Басилашвили мечется между женой и любовницей, и картину Владимира Меньшова «Любовь и голуби», где персонаж Александра Михайлова всё-таки решается уйти из семьи, а потом возвращается. Однако в фильме Садиловой семья есть не только у мужчины, но и у женщины. Это не просто ставит персонажей на одну доску, но и позволяет сравнить их решения, поступки, отношение к происходящему.
Как не знаем мы предысторию отношений между Аней и Егором, так не сможем и ответить на вопрос о том, что будет с ними и их чувствами после событий фильма. И это только усиливает ощущение, что мы ненадолго погрузились в реальную жизнь реальных людей.