Школьники рассказали, что хотели бы читать на уроках литературы
Фото: Literaturno.com |
Это следует из результатов опроса Института прогрессивного образования, сообщает РИА Новости.
В сентябре Институт провел исследование по школьной программе по литературе, чтобы выявить читательские привычки молодежи и ее отношение к программе. В исследовании приняли участие школьники в возрасте от 14 до 18 лет из 75 регионов России.
Так, о том, что они читают почти все произведения школьной программы, заявили только 15% опрошенных. Большинство респондентов (71%) читает «выборочно». Еще 14% ответили, что «практически ничего не читают» из курса литературы. Как правило, ученики средних и старших классов заменяют не понравившиеся им произведения экранизациями либо знакомятся с кратким пересказом книг в интернете.
Кроме того, среди основных причин низкой вовлеченности в данный предмет каждый третий респондент (35%) указывает нехватку времени на чтение из-за высокой нагрузки по всем предметам. Кроме того, порядка 48% школьников рассказали, что им «не нравится литература, которую приходится читать», еще 7,2% сказали, что им «просто не нравится читать».
Также школьники рассказали экспертам института о ключевых претензиях к программе по литературе: по их мнению, программа перегружена сложными для понимания в их возрасте классическими произведениями, в то время как литература о сверстниках и актуальных проблемах современности практически отсутствует.
Среди авторов и произведений, которые не вызывают у них интереса, они назвали «Войну и мир» Льва Толстого, «Преступление и наказание» Федора Достоевского и «Тихий Дон» Михаила Шолохова. В качестве альтернативы старшеклассники предложили предоставить право на прочтение произведений этих же авторов по выбору или заменить романы на другие, например, на «Анну Каренину» и «Идиот» и другие.
В топ-10 произведений с прицелом «на исключение из курса по литературе» также вошли «Мертвые души» и «Тарас Бульба» Гоголя, «Обломов» Гончарова, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Архипелаг ГУЛАГ» и «Один день из жизни Ивана Денисовича» Солженицына, а также пьесы Островского.
Также школьники озвучили, какие произведения, по их мнению, должны быть в школьной программе, среди отечественных произведений были названы «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева, «Generation «П» Виктора Пелевина, «Смерть Ахиллеса» Бориса Акунина, а также рассказы братьев Стругацких, Сергея Довлатова, Людмилы Улицкой, Дмитрия Быкова, Александра Цыпкина, Сергея Минаева и Наринэ Абгарян.
В топ-10 зарубежных книг, которые российские школьники хотели бы изучать в школе, вошли «Гарри Поттер» Джоан Роулинг, «1984» Джорджа Оруэлла, «Убить пересмешника» Харпер Ли, «Книжный вор» Маркуса Зусака, «Три товарища» Эриха Ремарка, «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери, «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера, «Мальчик в полосатой пижаме» Джона Бойна, «Маленькие женщины» Луизы Мэй Олкотт, «Повелитель мух» Уильяма Голдинга и «Голодные игры» Сьюзан Коллинз.
Директор института Анна Маркс, комментируя итоги исследования, отметила, что учителя и родители жалуются, что дети перестали читать, однако причины, почему они перестали это делать, их почему-то не интересуют.
«Если мы хотим, чтобы книги хоть как-то конкурировали с TikTok за внимание школьников, необходимо идти детям навстречу и разбавлять трудную классику интересными в их возрасте авторами. Иначе они не будут читать Толстого ни в школе, ни уж тем более после ее окончания», — считает Маркс.