Боровский художник радует жителей и раздражает городские власти
Владимир Овчинников. Фото: «Российская газета» |
Об этом сообщает «Российская газета».
Владимир Александрович Овчинников родился в 1938 году в Душанбе. Закончил МИСИ, работал на стройках, занимался научной работой. До 1998 года жил в Москве, а затем, c выходом на пенсию, поселился в Боровске.
Он начал увлекаться живописью ещё в школьные годы. Рисовал, когда появлялось свободное время. Но только в последний период, поселившись в Боровске, смог полностью активно посвятить себя живописи.
В 2000 году состоялась его персональная выставка в Боровской картинной галерее. На ней было представлено около сотни работ — пейзажи, портреты, натюрморты, сделанные пастелью.
Поиск нетрадиционного направления привел Владимира Овчинникова к настенной живописи.
«В какой-то момент у меня стал падать интерес к мольберту. Казалось, исписался. Но местный художник Вячеслав Черников рассказал, что в Прибалтике видел роспись по домам. Я сразу ему ответил: да, это надо пробовать», — рассказывает Владимир Овчинников.
Он добавляет: «В старости человек делает много открытий, о которых не подозревал всю жизнь. Для меня таким открытием стало то, что я умею рисовать».
О том, что изображать на фасадах художник стал советоваться с жителями. Многие высказывались за историческую тему.
Фото: «Российская газета» |
Так, за четыре летних сезона 2002-2005 гг. Овчинников, художник-самоучка, сделал около ста росписей стен домов Боровска, воспроизвел на глухих стенах городских зданий, заколоченных окнах, заборах различные сюжеты (знаменитые земляки, исторические события, жанровые сценки: девочка, идущая по трубе газопровода, старушка с ведром возле водосточной трубы, голый мальчик, который стучится в запертую дверь, мужик с гигантским огурцом в руках, старичок в окошке, читающий газету Times). Сюжеты обсуждал вместе с женой, поэтом Эльвирой Частиковой. Многие росписи сопровождают её стихи.
В 2004 году за настенную живопись в Боровске Владимир Овчинников стал победителем конкурса «Удиви страну», организованном газетой «Московский комсомолец».
«Мне пришло в голову, что все местные художники должны перенести на стены зданий свои работы в увеличенном виде. Все другие художники отказались: одни ссылались на то, что здоровье не позволяет, другие — на возраст, третьи говорили, что это не приносит денег. Тогда я сам пошел к нашему мэру и вызвался самостоятельно расписать стены».
Глобус Боровска. Фото: Moscow-i-ya.livejournal.com |
Одна из самых масштабных работ Овчинникова, и одна из первых, встречающих тех, кто въезжает в город, — Глобус Боровска.
Ещё один знаковый арт-объект «Звездолёт Овчинникова». Это десятиметровый бетонный цилиндр с изображениями выдающихся космистов — учёных, писателей, космонавтов. Овчинников превратил заброшенное очистное сооружение в «Космический Ковчег». Арт-объект расположен на дорожке от пешеходного моста через Протву до Института физиологии животных.
Владимир Овчинников и его «Звездолёт». Фото: «Российская газета |
На заборе вдоль дорожки, ведущей к пешеходному мосту через реку, — целая галерея. С картин смотрят выдающиеся люди Боровска и окрестностей. Все — выходцы из XIX-ХХ вв. Адмирал Сенявин, математик Чебышев, философ Федоров, краевед Антипов, занимавшийся историей Пафнутьева монастыря и создавший его музей, поэт Прокошин, написавший, как любит осенние тополя и провинцию в желтой накидке.
В городе есть и репродукция картины Прянишникова «В 1812 году», на которой французы бредут по заснеженной России, разбитые и замерзшие. Она дополнена изображением Наполеона в профиль и анфас.
«Как фото преступника. Наполеон ведь останавливался в Боровске в 1812-м. А Илларион Михайлович Прянишников — родом из села Тимашово в семи километрах отсюда», — поясняет художник.
Фото: «Российская газета» |
К Владимиру Александровичу многие идут с просьбой нарисовать что-нибудь на их доме, но не знают, что именно. Овчинников им подсказывает. Так на одном фасаде появился фрагмент из фильма «Любовь и голуби», на другом — эпизод из футбольного матча с участием олимпийского чемпиона Алексея Парамонова.
«Отец хозяйки дома был заядлым голубятником. В 1960-70-х здесь было две главные страсти: голуби и футбол. А Парамонов родился в Боровске. Отец Алексея Александровича держал здесь скобяную лавку. Вскоре после того, как в 1920-х годах семью Парамоновых лишили избирательных прав, то есть применили репрессии, они перебрались в Москву», — рассказывает автор.
На фронтоне покосившегося дома, где живут цыгане, — цыганский мотив. Когда Овчинников предложил его обитателям украсить их жилище, те сначала не поверили, а потом долго благодарили мастера.
Фото: «Российская газета» |
Галерея репрессированных. Отношения с властями
Владимир Овчинников знаменит не только фресками, которыми на протяжении многих лет украшал стены домов в Боровске. Его главное стремление — восстановить справедливость в отношении жертв политических репрессий, добиться реабилитации всех, установить в городе памятник репрессированным.
15 лет художник собирал материалы о репрессированных и добивался от властей установки памятника. Первая попытка создания галереи репрессированных жителей Боровского района произошла в августе 2015 года. В первый вариант галереи «По ком звонят боровские колокола» вошло 18 портретов расстрелянных жителей Боровского района. Галерея просуществовала до уничтожения 45 дней.
В августе 2016 года художник создаёт вторую галерею жертв сталинских репрессий. Этот мемориал (портреты 20 расстрелянных боровчан и портрет Александра Солженицына), не просуществовал более одного дня с момента окончания работы над ним и был также изуродован вандалами.
«Прежний мэр Александр Егерев дал мне карт-бланш. Говорил, рисуй, как хочешь, можешь даже эскизы не показывать. А новый мэр, посмотрев на «Глобус», сделал так, что мне выписали взыскание. Мол, испортил стену», — говорит Владимир Овчинников.
Владимир Овчинников. Фото: «Российская газета» |
После этого он ходил к Егереву, тот предоставил все бумаги — и суд решение о штрафе отменил.
Однако власти вымарывают произведения Овчинникова, связанные с политическими репрессиями. В Боровском районе более двух тысяч людей, которые им подверглись.
По словам художника, ему непонятно, почему старательно вымарываются именно рисунки, связанные с репрессиями.
Так, закрашены фрагменты, посвящённые этой теме, в галерее на улице Фридриха Энгельса. На доме номер 1 по улице Коммунистической Овчинников нарисовал картину «Вернуть из небытия», которая тоже была закрашена через неделю.
Вскоре на этом же месте появился новый рисунок — «1937. Помнить». Он почти полностью был посвящен урокам большого террора, развернутого более 80 лет. Рисунок закрасили к вечеру того же дня.
Владимир Овчинников у созданного им мемориала |
В 2018 году Овчинников расписал тыльную сторону мемориала воинам Великой Отечественной — он находится рядом с Соловецким камнем. Здесь были изображены пустые формы для фотографий и строчка из стихотворения Анны Ахматовой — «Хотелось бы всех поименно назвать». Здесь же — стихотворение Евгения Евтушенко:
И еще — цитата тогдашнего премьер-министра Дмитрия Медведева: «Память о национальных трагедиях так же священна, как память о победах».
По словам художника, делая этот рисунок на мемориале, он осознавал, что его вполне могут привлечь к ответственности за вандализм: «Пришли двое — участковый и заместитель главы администрации по социалке. «Повязали». В полиции давал объяснения, зачем сделал этот рисунок: «Как гражданин, возмущен обманом администрации, которая заверяла, что весной 2018 года будет создан полноценный мемориал». Полиция отпустила — после того как расписался в протоколе».
Рисунки на мемориале закраили.
Но Овчинников продолжает бороться за то, чтобы в городе знали «всех поименно» и пытается привлечь внимание к проблеме: тема репрессий по-прежнему пугает власти.