На полях «Зеленой книги»
В картине весьма убедительно показана атмосфера Америки 1962 года с ее огромными автомобилями, гиперкомфортной мебелью и сумасшедшей клубной жизнью. Вначале кажется, что канва фильма банальна: два героя-антипода, сведённые общей ситуацией, сначала постоянно конфликтуют, но затем примиряются с существованием друг друга и приходят к взаимовыручке. Словом, типичный американский «бадди-муви», то есть фильм о мужской дружбе. Однако всё не так просто.
Главные персонажи «Зелёной книги» — вышибала-итальянец Тони Валлелонга (Виго Мортенсен) по прозвищу «Тони Болтун» и богатый афроамериканский пианист Дональд «Дон» Ширли (Махершала Али), дом которого выглядит словно дворец восточного султана. Герои разные абсолютно во всём, начиная с характеров и рода деятельности и заканчивая цветом кожи.
Вышибала остаётся без работы, но получает предложение от Дона Ширли стать его личным водителем и телохранителем во время тура по консервативному американскому Югу. В пути Тони пользуется «Зелёной книгой» — путеводителем для чернокожих автомобилистов, который издавался в США во времена действия фильма. В «зелёных книгах» указывались безопасные для чернокожих заправки, мотели, дорожные кафе и другие места. В южных штатах, где процветала расовая сегрегация, такой справочник был просто необходим.
В это же самое время вовсю набирает силу движение за гражданские права чернокожего населения. Через год состоится марш на Вашингтон, во время которого правозащитник и пастор Мартин Лютер Кинг произнесёт легендарную речь «У меня есть мечта». А в 1964 году президент Линдон Джонсон подпишет Закон о гражданских правах, который запретит расовую дискриминацию. Конечно, Дон и Тони не догадываются о грядущих переменах, однако сам факт, что афроамериканец решился на турне по расистскому региону, уже говорит о многом.
Герои вынуждены останавливаться в разных мотелях, но, несмотря на все преграды, успевают выяснить много интересного друг о друге. Утончённый музыкант оказывается любителем приключений, а грубый вышибала — очень глубоким человеком. Удивительно, но Дон Ширли мало что знает о музыкальной культуре своих собратьев, так как учился играть «музыку белых». Он хочет стать ближе к обществу белых людей, хотя многие, по его словам, хотели бы превратить его в «обычного чернокожего эстрадника».
На расистском Юге талант Дона оценивают очень хорошо, но герой вскрывает глубоко засевшее внутри южан лицемерие, скрытое под гостеприимной улыбкой. Вне концертных площадок его всё равно считают «грязным ниггером». Наиболее ярко это отношение демонстрирует момент, когда Дон перед последним концертом пытается подкрепиться в ресторане «для белых», но ему упорно отказывают, ссылаясь на порядки и традиции. А когда полицейские-расисты останавливают автомобиль, где ехали герои, они заявляют, что сам Болтун — наполовину чёрный, так как он... итальянец.
Успех фильму обеспечили не только интересный сюжет и герои, но и любопытный актерский дуэт. За рулем в этой истории артист из Аргентины с датскими корнями Виго Мортенсен — непревзойдённый Арагорн из трилогии Питера Джексона «Властелин Колец» и экстравагантный отец странного семейства в картине «Капитан Фантастика» Мэтта Росса. Для роли в «Зеленой книге» Виго пришлось не только изрядно поправиться, но и тщательно скрыть высшее образование бакалавра политологии, чтобы воплотить образ горячего итальянского парня из рабочего класса.
А на пассажирском сиденье — Махершала Али, звезда сериалов «Карточный домик» и «Настоящий детектив». Ему толстеть явно не пришлось, так что если по актерскому дарованию оба претендента на «Оскар» примерно равны, то по реальному весу выступают в разных категориях. Из актёрского состава фильма также следует отметить жену Тони — Линду Карделлини, озвучивавшую героинь мультсериалов «Гравити Фолз» и «Обычное шоу».
«Зелёная книга» по всем параметрам подходит на роль лидера оскаровской гонки, и хотя фильм неистового грека Йоргоса Лантимоса «Фаворитка» вдвое опережает по количеству номинаций, можно не сомневаться, что реальных статуэток у «Зеленой книги» будет столько же или больше.
Всё-таки не каждый год кинематографисты могут порадовать идеально показанной историей, где сюжет сочетает разные жанры и не только раскрывает сильные и слабые стороны героев, но и наглядно показывает, что нужно изменить в себе, чтобы научиться принимать мир во всем великолепном разнообразии.