В период становления пионерского движения у детей был целый ряд малоизвестных традиций и ритуалов
Пионеры 1920-х годов |
В 1960-х—1980-х годах практически все дети-подростки 10-14 лет учились в школе и состояли в рядах Всесоюзной пионерской организации. Главной обязанностью пионера в эти годы считалась хорошая учеба. Школьная форма включала пионерскую, а пионерский отряд совпадал по составу со школьным классом. Поэтому понятия «пионер» и «школьник» (4-6-х классов) были практически синонимами.
В 1920-е гг. пионерские отряды организовывались не при школах, а при различных предприятиях, а в школе действовал лишь «форпост», объединявший пионеров из полутора-двух десятков отрядов, а иногда и более. Если в 1960-1980-е гг. практически все дети 10-14-летнего возраста были пионерами, то в середине 1920-х гг. пионеры даже в городе составляли лишь 15% от детей пионерского возраста, а в деревне и вовсе 3%.
С середины 1920-х гг. начался быстрый рост пионерской организации. Если к середине 1926 г. в ней насчитывалось около двух миллионов пионеров, то к 1931 г. уже более четырёх миллионов, а к середине 1930-х гг. она охватывала уже практически всех подростков.
В 1920-1940-е гг. в жизни пионеров бытовали такие атрибуты и такие модели поведения, с которыми пионеры 1960-1980-х гг. были незнакомы, сообщает интернет-издание «Родина».
Законы и обычаи юных пионеров. Плакат. 1939 г. |
От красной косынки к треугольному галстуку
Пионерский галстук изначально представлял собой завязанную на шее сложенную по диагонали красную четырёхугольную косынку и складывался пополам по диагонали. Лишь позднее его сделали «одинарным и треугольным по форме».
«Красный галстук появился раньше, чем первые пионерские отряды. В 1919 году на первомайскую демонстрацию вместе со взрослыми вышли и ребята. В руках рабочих были красные флаги, а ребята повязали на грудь красные косынки, чтобы все видели: идут будущие строители нового мира!», — свидетельствует Т. Блынская в книге «О форме юного пионера».
В 1920-е гг. красная косынка являлась символом пролетарской сознательности. Из рассказа 76-летнего директора музея из Краснодарского края Николая Новака о матери народной артистки СССР Нонны Мордюковой: «Ее мать Ирина была краснокосынщицей, она приехала сюда в 1924 году. В ту пору ей было 20 лет. Создавала здесь женсоветы».
Пионерки, следуя примеру старших единомышленниц, тоже могли повязывать голову красными косынками. Например, такая героиня изображена на картине Николая Чернышева «Пионерки 20-х годов». На картине две девочки в красных галстуках. У одной на голове красная косынка — символ «борьбы и преемственности поколений», отличительный знак передовых, как тогда считалось, работниц.
«Ответь за галстук!»
С первых лет существования пионерской организации появился полуофициальный обычай «ответа за галстук». Поначалу «галстучникам» приходилось непросто. В повести «Мы были первыми», рассказывающей о времени начала 1920-х гг., текст «ответа» звучит без «вопроса», как реакция на прикосновение к галстуку: «Как еще встретят его дома с пионерским галстуком?...»:
Писатель Николай Вознюк вспоминал о жизни в Хабаровском крае: «В 1929 году у нас создали пионерский отряд. Мы все дружно повязали красные галстуки и твердо знали, что если кто-то схватит за него и скажет: «Ответь за галстук!», нужно заявить: «Не трожь рабоче-крестьянскую кровь!»»
Рассказывая о пионерской жизни 1937-1940 гг., писатель Валентин Тарас писал:
Прием в пионеры, 1940 г. |
Речь шла об официальной подготовке к вступлению в пионеры. Похожая ситуация описана и в других литературных произведениях, в которых рассказывалось о жизни пионеров в разных уголках страны.
Был и несколько отличающийся вариант ответа. Краевед В.Н. Иовлева вспоминает Шадринск Курганской области в 1946-1948 гг.:
Откуда пошло, не знаю, но было принято, схватив любого пионера за галстук, сказать:
— Ответь за галстук!
И он должен сказать:
— Не тронь рабоче-крестьянскую кровь, она и так горяча: столько-то лет без Ильича!
Похожие воспоминания оставил и ленинградский школьник 1947-1948 гг. И. Архангельский: «В 3-м классе старшая пионервожатая объявила, что скоро нас будут принимать в пионерскую организацию... Началась подготовка к приему... Старшая пионервожатая пояснила, что красный цвет пионерского галстука символизирует кровь рабочих и крестьян, пролитую ими в борьбе за наше счастливое детство. Поэтому, говорила старшая пионервожатая, если кто-нибудь схватит галстук, который будет повязан на нашей груди, и потребует: «Ответь за галстук!», то надо твердо произнести: «Не тронь рабоче-крестьянскую кровь, она и так пролита!»16 Таким образом, формула ответа, хотя и с небольшими отличиями, просуществовала более четверти века.
Физкультурный парад на Красной площади. «Ворошиловские стрелки» |
Значок и зажим
До смерти В.И. Ленина пионерская организация именовалась «Юные пионеры имени Спартака». После того как 21 января 1924 г. решением Центрального комитета комсомола пионерской организации было присвоено имя В.И. Ленина, в обиход был введен пионерский значок с изображением красного знамени, мавзолея Ленина и салютующего пионера.
В 1930-е гг. значком пионеров стал знак-зажим на галстук. Пионерский галстук закреплялся специальным металлическим зажимом, на котором были изображены три символических языка пламени. В книге А. Соколовского о середине 1930-х гг. описывается пионер, на груди которого «сиял пионерский галстук, скрепленный серебристым значком с изображением трехъязычного костра».
Во время войны решено было зажимы отменить, а галстук завязывать узлом, а после войны появился пионерский значок в виде красной звезды с тремя языками пламени и надписью «Всегда готов!» То есть восстановилась традиция 1920-х гг., когда галстук и значок носили по отдельности.
Краевед В.Н. Иовлева вспоминает, что в Шадринске Курганской области в 1946-1947 гг. можно было, «схватив любого пионера» за значок, потребовать:
Пионерский значок |
«Под салютом всех вождей!»
У пионеров существовал известный многим характерный жест — пионерский салют. Именно вскидывая руку в салюте, они на призыв «Будьте готовы!» отвечали: «Всегда готовы!». Краевед Таисия Такунцева вспоминает о начале 1930-х гг. в Шадринске (тогда еще Челябинской области): «Пионеры, встречаясь на улице с вожатым и друг с другом, всегда отдавали салют».
Когда пионер давал слово или подтверждал правдивость своих слов, он использовал выражение: «Честное пионерское!». Для усиления эффекта правдивости пионеры сопровождали обещание салютом. Писатель Владимир Фридкин писал о Москве конца 1930-х гг.: «В школе... все мы были просто Вовы, Юры, Кирюши, носили красные галстуки и обещания давали «под салютом всех вождей»...»
Но салют мог усиливать достоверность сказанного лишь при непосредственном наличии у салютующего галстука. Вот пример из повести о конце 1940-х гг.:
Бытовало убеждение, что сообщение ложной информации после произнесения фразы «честное пионерское» не является клятвопреступлением, если артикуляция «честного пионерского» не сопровождалась салютом. В повести литературоведа Владимира Лакшина о 1942-1944 гг. говорится:
Известной заменой «честному пионерскому» было «честное ленинское» (пионерская организация носила имя Ленина). Видный большевик Е.М. Ярославский в 1929 г. писал: «Честное ленинское слово ... проникает через пионерский отряд в сознание маленьких октябрят, в сознание неорганизованных детей...»
Обложка книги В. Воробьева «Честное пионерское». 1955 г. |
Будучи заменой «честному пионерскому», «честное ленинское» для усиления достоверности сообщаемого могло даваться под салютом. Вот разговор двух мальчиков в Ленинграде в 1942 г.: «— Не сердись, Андрейка, я не имел права рассказывать. Хочешь, честное ленинское под салютом дам, что Василий Спиридоныч запретил», — писала И. Бондаренко в книге «Володькино счастье. В осажденном городе».
Распространяясь в детской среде, «честное ленинское» превращалось в «честное ленинское-сталинское», «честное ленинское всех вождей!» и даже «честное ленинское-сталинское, всех вождей».
Литературовед и переводчица Юлиана Яхнина в воспоминаниях о Москве в 1933-1934 гг. писала: «А самой страшной клятвой у нас было честное ленинское всех вождей под салютом». В рассказе о Ленинграде 1935-1938 гг.: «Думаешь, вру? Вот честное слово... Вот не веришь? Честно-Ленинское-Сталинское-Всех-Вождевское!» И в автобиографической книге писательницы Галины Горбуновой, повествующей о периоде 1942-1944 гг., встречается столь же причудливое и чуждое уху второй половины ХХ — начала XXI века: «Честное ленинское, честное сталинское, честное всех вождей, я не буду тебя дразнить!»
Таким образом, хотя номинально и формально-юридически пионеры 1920-1940-х и пионеры 1960-1980-х гг. состояли в одной и той же организации, в символико-поведенческом плане их допустимо рассматривать как значительно различающиеся субкультуры.
Первый пионерский отряд Ижевска, 1924 г. |
Вышедшие из скаутов. История пионерского движения
Истоки пионерского движения лежат в российском скаутском движении. На его основе была создана пионерская организация. В условиях наступившей Гражданской войны скауты помогали разыскивать беспризорных детей, организовывали отряды детской милиции и оказывали социальную помощь.
Вскоре в скаутизме возникли просоветские тенденции. Их наиболее видным выразителем был скаутский лидер РСФСР и Дальневосточной республики Иннокентий Жуков, призывавший создать Всемирное рыцарство и Трудовое братство скаутов на базе труда, игры, любви друг к другу и всему миру, призывая к тесному сотрудничеству скаутизма с комсомолом.
На съезде РКСМ 1919 года было принято решение о роспуске скаутских отрядов.
Одновременно в коммунистических кругах стала ощущаться необходимость создать собственную, коммунистическую организацию для работы с детьми. Идея была сформулирована Н. К. Крупской, которая в 1921 году несколько раз в разных местах выступила с докладом «О бойскаутизме», в котором предложила комсомолу взять на вооружение скаутские методы и создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию».
Руководители комсомола, крайне негативно относившиеся к скаутизму, первоначально восприняли эти идеи настороженно. Однако после выступления Крупской на бюро ЦК РКСМ для обсуждения вопроса «о применении скаутизма для воспитания рабочей молодёжи и детей» была создана специальная комиссия. В комиссию представили подробный доклад И. Жукова. 10 декабря 1921 года по докладу комиссии было принято положительное решение Бюро, и начались поиски конкретных организационных форм.
Пионерский лагерь, 1941 г. |
В начале 1922 года была выдвинута идея о применении скаутских методов не среди комсомольцев, а среди детей и создания детского коммунистического движения (ДКД). И. Жуков предложил для новой организации название «пионеры» (заимствованное из практики пионеринга Сетона-Томпсона). Её символы представляли собой несколько видоизменённые скаутскую символику: красный галстук (вместо зелёного; он использовался уже «юковцами»), белая (вместо зелёной) блуза, скаутский девиз «Будь готов!» и скаутский же ответ на него «Всегда готов!».
От скаутизма в пионерской организации сохранились игровые формы воспитательной работы с детьми, организация детей по отрядам, институт вожатых, сборы у костра, элементы символики (например, три лепестка лилии скаутского значка в пионерском значке заменили три языка пламени костра, три конца ставшего красным пионерского галстука стали означать три поколения: пионеров, комсомольцев и коммунистов).
Вторая Всероссийская конференция комсомола состоялась 19 мая 1922 года, тогда же ее участники приняли решение о создании в стране пионерских отрядов.
Поначалу отряды объединили в «Юных пионеров имени Спартака», а уже начиная с 1924 года организация стала ленинской. В начале 30-х годов пионерские объединения начали открываться в школах. Тогда же стали появляться первые кружки юных стрелков, связистов и санитаров.
Вступали в организацию с третьего класса. Прием в пионеры производили в несколько этапов. Первый, для самых лучших, устраивали 7 ноября. Затем 23 февраля и 22 апреля, в день рождения Владимира Ленина. Завершающим этапом всегда был прием 19 мая.
Ребята произносили торжественную клятву, выучить которую необходимо было заранее: «Я, вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, как требуют Законы пионеров Советского Союза».
В Великую Отечественную войну пионеры помогали советскому народу в тылу. Они собирали лекарственные травы, металлолом, средства на танковые колонны, поддерживали семьи фронтовиков, дежурили в госпиталях, работали на уборке урожая.
В 1939-1945 годах подростки продолжали беспрекословно следовать заветам Ленина, не жалели своих жизней. Некоторые из них очень рано уходили на фронт, в партизаны. Так Валентин Котик отправился туда из шестого класса средней школы, а Леонид Голиков после 7-го. Они, как и многие другие дети, стали Героями Советского Союза и Героями-Пионерами.
В 1991 году прекратили свое существование и коммунистический союз молодежи, и пионерская организация. Попытки возобновления их работы успехом не увенчались, однако это дало шанс другим детским общественным организациям. После распада объединения День пионерии перестали считать официальным праздником.