Июньское кино: на какие фильмы ходят кинокритики?
![]() |
1 июня. «Слёзы на львиной гриве»
(1962, Япония, реж. Масахиро Синода).
Место: кинозал Инженерного корпуса Третьяковской галереи.
Не все знают, что в Третьяковской галерее регулярно проводятся кинопоказы. Они проходят как в кинозале Инженерного корпуса в Лаврушинском переулке, так и в двух залах Новой Третьяковки на Крымском Валу. Диапазон этих показов широк: отборные прокатные фильмы, ретроспективы зарубежных и отечественных классиков, различные образовательные программы, программы национального кино (в частности — венгерского) и т.д. Как правило, цены на билеты не выше 250 рублей даже в выходные дни. На советское кино вход и вовсе по бесплатным билетам. Важная особенность этих залов: старые фильмы здесь часто показывают с плёнки. Третьяковка — одно из редких мест, бережно сохраняющих традиции плёночного показа.
Фильм Масахиро Синоды демонстрировался в рамках ретроспективы японского режиссёра Сюдзи Тэраямы («Прощай, ковчег»). В силу разных причин в ретроспективу вошло всего две режиссёрских работы Тэраямы, но зато сразу пять — сценарных. «Слёзы на львиной гриве» одна из них. Сюдзи Тэраяма — режиссёр-экспериментатор, отдельные фильмы которого (например, «Томатный кетчуп императора») могут шокировать неподготовленного зрителя. В сценарных работах ретроспективы обошлось без шок-контента.
«Слёзы на львиной гриве» — чёрно-белая драма Новой волны японского кино. Она рассказывает о противостоянии обычных портовых рабочих и портовой мафии. Картину можно поставить рядом с образцовой портовой драмой
Элиа Казана «В порту» (1954) и шедевром французской Новой волны — «На последнем дыхании» (1960). С первым фильмом «Слёзы на львиной гриве» роднит тема бунта против портового криминала, а со вторым сближают классические ингредиенты: парень, девушка, любовь, смерть и бег, бег, бег — на последнем дыхании, из последних сил, на грани жизни и смерти. Синода отлично передаёт дух неприкаянной, отчаянной и задыхающейся молодости, которая хочет всего и сразу. Оглушающее кино.
![]() |
Кадр из фильма «Чунгкингский экспресс» |
2 июня. «Чунгкингский экспресс»
(1994, Гонконг, реж. Вонг Карвай).
Место: кинотеатр «Салют».
«Салют» — один из лучших кинотеатров сети «Москино», которая славится демократичными ценами и серьёзным репертуаром. Карвай — выдающийся гонконгский режиссёр, тонкий кинопоэт, чьи фильмы наконец-то стали активно показывать на большом экране. Для начала 4 марта в российский прокат в 4К-реставрации вышло «Любовное настроение» (2000) — одна из лучших любовных мелодрам в истории. Затем, 6 мая, до проката добрался отреставрированный «Чунгкингский экспресс». Наконец, 16 мая, в летнем кинотеатре музея «Гараж» стартовала программа «Настроение — Вонг Карвай», представляющая аж восемь отреставрированных картин режиссёра. Эту программу ещё можно застать — она продлится до конца августа.
«Чунгкингский экспресс» — мелодрама, состоящая из двух новелл. Первая, короткая, рассказывает о том, что у любви мужчины и женщины бывает свой срок годности, а вторая, длинная, ненавязчиво опровергает первую. Главной новеллой является вторая. В её центре — одинокий полицейский и странная девушка, которая тайно посещает его квартиру, когда он на работе. Это «Пустой дом» для романтиков, без тотального одиночества и жестокости Ким Ки Дука. «Чунгкингский экспресс» — удивительно лёгкий фильм о том, что мечты сбываются (не всегда, не у всех, не до конца, но всё-таки). Это в прямом смысле фильм-песня, фильм-мечта. Он не настолько совершенен, трагичен и красив, как «Любовное настроение», но невероятно обаятелен. Такое кино должно быть в прокате.
![]() |
3 июня. «Ад первой любви»
(1968, Япония, реж. Сусуму Хани).
Место: кинозал Инженерного корпуса Третьяковской галереи.
Ещё один фильм из ретроспективы Сюдзи Тэраямы, поставленный по его сценарию. В нём отчётливо проявляется одна из важнейших тем Тэраямы — тема детской травмы. Её получают здесь все невзрослые персонажи: и главный герой подросток Сюн, и его несовершеннолетняя девушка Нанами, и его маленькая подружка девочка Моми. Подростков и детей в этом фильме бросают, развращают, эксплуатируют. Чёрно-белая плёнка, дрожащая камера, блуждание между почти документальной съёмкой и полуэротическим сюром. Наверное, именно такая картинка подходит для изображения всей тяжести взросления. Взрослеть неуютно, опасно и страшно. И смотреть на всё это — тоже.
![]() |
5 июня. «Третий»
(1978, Япония, реж. Ёити Хигаси).
Место: кинозал Инженерного корпуса Третьяковской галереи.
Последний фильм ретроспективы Сюдзи Тэраямы рассказывает о подростке, попавшем в исправительную колонию. Третий — его прозвище, связанное с главным увлечением, — бейсболом (он игрок третьей базы). Фильм имеет две сюжетных линии: одна показывает тюремную жизнь главного героя, а другая — жизнь до заключения, в которой Третий и его приятель работали сутенёрами двух школьных подружек. И снова мы видим тяжёлое взросление и душевные травмы, полученные на этом пути. У британского режиссёра Тони Ричардсона есть замечательный фильм «Одиночество бегуна на длинную дистанцию» (1962). Его название идеально иллюстрирует не только жизнь Третьего, но и в целом процесс взросления и дальнейшего жизненного пути. Фильм Ёити Хигаси — крепкая, не хватающая звёзд с неба, драма, но она очень хорошо передаёт эту угрюмую нерушимую подростковую решимость.
![]() |
07 июня. «Новый порядок»
(2020, Мексика, Франция, реж. Мишель Франко).
Место: кинотеатр «Иллюзион».
«Иллюзион» — один из лучших кинотеатров Москвы, его можно рекомендовать студентам, у которых образовалось свободное время утром или в начале дня. В это время здесь можно бесплатно посмотреть советскую классику с плёнки или свежее прокатное кино за 150— 200 р. Это хорошая бюджетная альтернатива «Художественному». Для сравнения: недавно в этих местах показывали плёночную версию «Александра Невского»; в «Художественном» билет стоил 650 р., в «Иллюзионе» — 150.
На этот фильм ждите отдельную рецензию!
![]() |
Кадр из фильма «Усталая смерть» |
9 июня. «Усталая смерть»
(1921, Германия, реж. Фриц Ланг).
Место: кинозал Инженерного корпуса Третьяковской галереи.
«Усталую смерть» показали в рамках образовательной программы «История немецкого кино: От Калигари до...». Эта ценная программа была запущена вместе с Гёте-Институтом ещё в 2020 году, перед началом пандемии. Продлится «История немецкого кино» долго — несколько лет — и постепенно совершит переход от немого кино к звуковому. Показы будут проходить раз в две недели по средам (с паузой в августе), отслеживать их можно тут.
А началось всё с шедевров экспрессионизма начала 1920-х годов. И здесь надо сказать, что эти показы — редкая возможность посмотреть немое кино с плёнки и под сопровождение грамотного тапёра.
Однако «Усталую смерть» внезапно показали без тапёра, в полной тишине. И этот опыт оказался ещё более уникальным: немое кино на большом экране показывают редко, но почти всегда в сопровождении музыки. Абсолютная тишина для современного кинозала — невидаль. Так что звуковым сопровождением фильма стали шорохи и покашливания зрителей. Джон Кейдж одобрил бы такой саундтрек.
«Усталая смерть» — причудливая история о том, что «любовь сильнее смерти». По сюжету девушка отправляется в мир мёртвых, чтобы спасти своего возлюбленного. Там сама смерть (которая выглядит как мужчина с усталым и суровым лицом) даёт девушке три попытки на спасение. Смерть делает девушку участницей трёх разных легенд, в каждой из которых она должна спасти возлюбленного. Девушка попадает далеко в прошлое — на Восток, в Венецию, Китай — и везде сталкивается с неизбежностью смерти.
«Усталая смерть» — яркий представитель немецкого экспрессионизма: живописные декорации, запоминающиеся образы, философские подтексты и холодный трагизм. Интересно, как такое беззвучное кино смотрится сейчас, в 2021-м: отсутствие звука ощущается на физическом уровне, придавая фильму новые смыслы. Будто сам зритель «умер» и смотрит эту историю из каких-то немыслимых тихих глубин.
![]() |
Кадр из фильма «Монолог» |
11 июня. «Монолог»
(1972, СССР, реж. Илья Авербах).
Место: кинотеатр «Салют».
Лучше всех советскую классику показывают три институции: Третьяковская галерея, «Иллюзион» и сеть «Москино». На сей раз «Москино» совместно с сайтом «Москвич Mag» провело фестиваль «Кино хорошего человека». С 10 по 17 июня в кинотеатрах «Москино» «Салют» и «Звезда», а также в «Художественном» (который больше не входит в «Москино») был показан ряд замечательных советских фильмов эпохи застоя — т.е. 70-х и начала 80-х годов.
В этот период в советском кино было немало фильмов, смело раскрывающих разнообразные конфликты поколений. К удачным примерам можно отнести «Диалог с продолжением» Геннадия Карюка (1980) и «Послесловие» Марлена Хуциева (1983). «Монолог» прекрасно дополняет этот ряд. Он рассказывает о том, как стареющий учёный, отдавший всю жизнь не семье, а науке, пытается под конец жизни выстроить отношения сначала со взрослой дочерью, а затем — с внучкой. По описанию можно предположить, что это обычная семейная драма, но Илья Авербах — очень тонкий режиссёр. В его исполнении вроде бы простые жизненные ситуации обретают и вес, и смысл, и ценность. «Монолог» — очень точное кино о семье и смысле жизни. Мягкий юмор соседствует в нём с очень ясной интонацией, так что не возникает сомнений в том, что перед нами — настоящая жизнь. Подобные фильмы иногда называют «тихими шедеврами». Ты просто идёшь смотреть семейную драму, но выходишь из кинозала совершенно потрясённым.
![]() |
14 июня. «Ключ без права передачи»
(1976, СССР, реж. Динара Асанова).
Место: кинотеатр «Салют».
Динара Асанова вряд ли нуждается в представлении. Она одна из лучших режиссёров-женщин советского кино, мастер подростковых драм («Не болит голова у дятла», «Пацаны»). «Ключ без права передачи» — ещё одна замечательная подростковая история от этого режиссёра.
В обычную ленинградскую школу приходит работать новый директор Кирилл Алексеевич. Здесь он замечает необычный союз: ученики 10-го «Б» класса общаются на равных со своей молодой учительницей Мариной Максимовной и даже доверяют ей как другу. Это вызывает недовольство других учителей и некоторых родителей, так как не все понимают этот симбиоз: юным ученикам нужен понимающий старший друг, а молодой учительнице, матери-одиночке, тоже нужна своеобразная опора.
«Ключ без права передачи» показали в рамках фестиваля «Кино хорошего человека», и на этом примере понятно, что название фестиваля было выбрано неслучайно. Хотите пример хорошего человека в кино? Так вот он: Кирилл Алексеевич, директор школы, бывший армейский офицер, имеет внятные понятия о чести и в соответствии с ними пытается разрешить назревающий в школе конфликт. В жизни нужны хорошие люди с ясным умом. Нужны они и в кино. А ещё хочется добавить к этому тексту песню из фильма. Когда люди поют в дружеском кругу, они не могут врать. В этом эпизоде Асановой удалось без фальши передать это трогательное хрупкое дружеское единение, которое так редко бывает в жизни.
![]() |
14 июня. «Шоссе в никуда»
(1997, Франция, США, реж. Дэвид Линч).
Место: кинотеатр «Салют».
«Шоссе в никуда» показали в рамках небольшой ретроспективы Дэвида Линча, прошедшей в кинотеатрах «Салют» и «Юность» с 13 по 22 июня. В ретроспективу также вошли: «Малхолланд драйв» (2001) — самый загадочный фильм режиссёра, «Голова-ластик» (1977) — сюрреалистический чёрно-белый триллер, из которого растут корни 3 сезона «Твин Пикс» и эстетики Линча в целом, «Твин Пикс: Сквозь огонь» (1992) — полнометражный фильм, который стоит смотреть только в связке с первыми двумя сезонами сериала и сборником «Твин Пикс: Вырезанные сцены» (2014).
«Шоссе в никуда» — запутанный криминальный триллер, больше похожий на страшный сон. Если попытаться его описать, то получится так: «Успешный джазовый саксофонист Фред замечает, что за ним и его женой ведётся слежка…». На этом внятное описание обрывается и начинаются интерпретации, предположения и догадки. Фред внезапно убивает жену и попадает в тюрьму, откуда таинственным образом исчезает, а на его месте появляется совсем другой человек. И всё это выглядит как смесь «Твин Пикс» и «Сердца Ангела». Впрочем, в начале фильма есть диалог Фреда с полицейским, который немного проясняет дело:
— Я предпочитаю запоминать события по-своему.
— То есть?
— Так, как я их запомнил, необязательно так, как они происходили на самом деле.
Возможно, это фильм о причудливых аберрациях памяти и о вытесненных в подсознание опасных желаниях. Пусть каждый понимает по-своему. Отдельно можно отметить саундтрек, где звучит группа Rammstein, на тот момент ещё не успевшая стать культовой, а также великая песня Дэвида Боуи. Последняя идеально перекликается с фильмом. Всё, о чём поётся в песне, в фильме есть. Например, роковая блондинка, сводящая с ума, чья роль досталась подходящей актрисе Патрисии Аркетт («Настоящая любовь»).
![]() |
20 июня. «Вас ожидает гражданка Никанорова»
(1978, СССР, реж. Леонид Марягин).
Место: большой зал Новой Третьяковки на Крымском валу (бывший киноконцертный зал ЦДХ).
Этот фильм показали в рамках крайне интересной программы «Советская киноантропология: эмансипация / рефеминизация». Программа была приурочена к уже закончившейся выставке «Соцреализм. Метаморфозы. Советское искусство 1927— 1987». Фильмы этой программы можно было смотреть отдельно от выставки. Все они рассказывали о сильных (по-своему и по-разному) женщинах, которые в советской реальности жили и работали наравне с мужчинами. Отдельной удачей стал сеанс с фильмом «Женщины», где показано аж три поколения подобных женщин — невероятно разных, но в то же время близких друг другу. На окончание этой программы ещё можно успеть. В ближайшие выходные в её рамках в Инженерном корпусе покажут два культовых фильма эпохи перестройки — «Маленькую Веру» и «Интердевочку».
Название «Вас ожидает гражданка Никанорова» звучит слишком официально и протокольно, но перед нами не производственная драма, а удивительный фильм о любви. Удивительным он кажется, если смотреть его из сегодняшней точки — из 2021 года. Путь это покажется старпёрским брюзжанием, но таких фильмов сейчас не делают.
«Вас ожидает гражданка Никанорова» — история о том, что даже самый обычный человек может оказаться «прекрасным принцем». Это самый точный фильм о таком понятии как «платоническая любовь». Он показывает, что любовь есть, что она может просто быть — появляться из ниоткуда чудесным образом и ничего не требовать взамен. Это очень смешной и в то же время очень серьёзный фильм, в котором даже самые обычные эпизоды наполнены неловкостью и силой, юмором и подлинной драмой. У картины открытый финал, и в этом есть свой особый смысл. Всё-таки жизнь — не сказка, и финал в ней может быть каким угодно.
По иронии судьбы многие важные кинотеатры остались за рамками этого отчёта. Хочется упомянуть отдельно хотя бы часть из них. До этих мест в первой половине июня я не добрался, хотя поводы были (и скоро будут вновь).
![]() |
Фото: Culture.ru |
1) Кинотеатр «Факел». Ещё один представитель сети «Москино». В нём, как и в «Салюте», временами показывают классику, в том числе — советскую.
Плюсы: хороший репертуар, плёночные показы, умеренные цены, преобладание показов на языке оригинала с русскими субтитрами, близость метро (от м. Авиамоторная идти — меньше минуты!).
2) Кинотеатр «5 звёзд на Новокузнецкой».Лучший представитель сети «5 звёзд». Здесь не показывают классику, но прокатное кино представлено достойно.
Плюсы:гибкий прокатный репертуар, умеренные цены, часть показов — на языке оригинала с русскими субтитрами, удобное расположение (в ТЦ неподалёку от м. Новокузнецкая), многозальность (6 залов). Отдельный плюс: некоторые фильмы прокатываются здесь дольше, чем в других местах. Например, в момент дописывания этого текста (20 июня) здесь продолжали показывать «Землю кочевников», которая вышла в российский прокат аж в марте.
3) Кинотеатр «Пионер».Возможно, лучший прокатный кинотеатр Москвы, главные минусы которого — цены на вечерние сеансы и не самое удачное расположение (идти от Киевской кольцевой — 15-20 минут).
Плюсы: гибкий прокатный репертуар, дешёвые утренние сеансы с понедельника по четверг (100 р.), преобладание показов на языке оригинала с русскими субтитрами, удобные кресла (например, в «Факеле» и «5 звёздах на Новокузнецкой» кресла похуже).
4) Кинотеатр «Октябрь».Главный кинотеатр сети «Каро», он же — центр ММКФ.
Плюсы:хороший репертуарблагодаря специальному проекту «Каро.Арт», в рамках которого проходит много уникальных показов; многозальность (11 залов); возможно, лучший киноэкран в Москве (1 зал).