Киноитоги лета: вспоминаем летний кинопрокат

Зарубежные санкции продолжают влиять на российский кинопрокат. Поэтому уходящее лето получилось необычным: минимум американских блокбастеров, максимум – классики. Ингмар Бергман, Бернардо Бертолуччи, Луис Бунюэль, Лукино Висконти, Георгий Данелия, Жак Деми, Вонг Кар-Вай, Андрей Кончаловский, Хаяо Миядзаки, Ален Рене и Сергей Соловьёв. Именно эти режиссёры были с нами всё лето на больших экранах. Впечатляет, не правда ли? Попробуем вспомнить, чем был примечателен летний кинопрокат.


На одной классике далеко не уедешь. 2 июня в повторный прокат вышло аниме Мамору Хосоды «Ученик чудовища» (2015, Япония). Оно рассказывает о 9-летнем сироте Рэне, который сбежал от опекунов и случайно попал в тайный мир, где живут антропоморфные звери. Там он стал учеником талантливого, но непутёвого бойца Медвежута. «Ученик чудовища» обещает зрителю боевик о противостоянии великих воинов, но обманывает ожидания. В первую очередь это история о поиске семьи и человеческих страстях. Она отлично иллюстрирует слова Плутарха из жизнеописания Цицерона: «Так, обуянные гневом и лютой злобой, они забыли обо всём человеческом или, говоря вернее, доказали, что нет зверя свирепее человека, если к страстям его присоединяется власть». Фильм Хосоды выходит за рамки обычного комедийного боевика, и это определённо идёт ему на пользу.


Также 2 июня на экраны вышла драма Алена Рене «Хиросима, любовь моя» (1959, Франция, Япония). В послевоенной Хиросиме встречаются двое: японский архитектор, чьи родственники пострадали при бомбардировке Хиросимы, и французская актриса, потерявшая любимого во время войны. Мужчина и женщина проводят одну ночь вместе, а потом долго не могут расстаться, погружаясь в мучительный водоворот воспоминаний. «Хиросима, любовь моя» – великое антивоенное кино, которое должен посмотреть каждый. У него множество достоинств, включая выразительную музыку и смелый монтаж. А ещё этот фильм невольно объясняет зрителю, зачем смотреть кино на языке оригинала (в данном случае – на французском). Японец и француженка – жители разных миров, мало похожие друг на друга. В фильме это подчёркивается через слово «Хиросима». Герои произносят его по-разному: мужчина через «с», а женщина – через «ш». Однако в русской озвучке этот нюанс теряется: актёры озвучки произносят ключевое слово одинаково, тем самым стирая важные различия между героями.

А 9 июня в прокат ворвалась российская анимация – славянское фэнтези Романа Артемьева «Кощей. Похититель невест» (2022, Россия). Это история о том, как Кощей Бессмертный влюбился в богатыршу Варвару и подружился с… Колобком. Зрелище, надо сказать, любопытное. У Артемьева получилась эдакая постмодернистская сказка с шутками для взрослых и отсылками к массовой культуре и современности. Взять хотя бы кадр, на котором антагонист Царь Горох допрашивает Бабу Ягу: вам этот длинный стол ничего не напоминает?


Кадр из «Кощея. Похитителя невест»: допрос Бабы Яги Царём Горохом

Главные минусы мультфильма: неровное качество анимации и скомканная концовка (возможно, из-за нехватки бюджета). Главный плюс – большое количество сценарных находок. Здесь летучие мыши играют на органе, волшебное зеркальце работает как современный планшет, а механический доспех Царя Гороха напоминает о мéхах. Ассоциации при просмотре тоже возникают неожиданные – от «Приключений Буратино» до «Изгоняющего дьявола» (1973). «Кощей» – русский ответ «Дракуле» и «Бэтмену». Неидеально, но забавно.


Также 9 июня в прокате появился фильм Луиса Бунюэля «Виридиана» (1961, Испания, Мексика). Это история о молодой послушнице, которая перед постригом посещает дом своего дяди. Однако дядя пытается её совратить, а после кончает с собой. В результате девушка отказывается возвращаться в монастырь и устраивает в дядином доме приют для бездомных. В своё время «Виридиана» была запрещена в Испании и ужаснула Витторио де Сику (при том, что де Сика годом ранее сам снял довольно жёсткую «Чочару»). Зато картину оценили в Каннах, где она получила «Золотую пальмовую ветвь», опередив в борьбе за награду как «Чочару», так и советские фильмы «Повесть пламенных лет» (1960) и «Казаки» (1961). Сюжетно «Виридиана» частично перекликается с нашумевшей польской драмой «Ида» (2013). Однако работа Бунюэля получилась более язвительной и смелой.

Фильм Сергея Соловьёва «Асса» (1987, СССР) был отреставрирован и в марте 2019 года выпущен в повторный прокат. 16 июня 2022-го культовая картина вернулась в прокат на летнем безрыбье. Однако пересмотреть на большом экране её определённо стоило. История безнадёжной любви в зимней Ялте, криминальная драма с самым актуальным саундтреком и участием Виктора Цоя. Некоторые эпизоды из фильма сами по себе являются культовыми. Например, тот, в котором влюблённые, предчувствуя скорое расставание, едут по канатной дороге под песню Бориса Гребенщикова «Город золотой». Это остроумная и горько-щемящая картина доступна для просмотра на официальном ютуб-канале «Мосфильма». Там представлена та самая отреставрированная версия, которую показывали в кино: 1 серия, 2 серия.


А вот последний фильм великого Лукино Висконти в прокат, судя по всему, не выходил. Так или иначе, в июне «Невинный» (1976, Италия, Франция) демонстрировался в Киноцентре «ДомЖур», где и был просмотрен 21 июня. «Невинный» – костюмированная семейная драма о любви, ревности и подлости. Её можно порекомендовать тем, кто любит классические фильмы о мучительных и сложных внутрисемейных отношениях; как пример тут можно привести «Крейцерову сонату» Софии Милькиной и Михаила Швейцера – изнурительную историю о ревности с отличной игрой Олега Янковского и музыкой Софии Губайдулиной.


23 июня
в прокат вышла картина Ингмара Бергмана «Фанни и Александр» (1982, Швеция, Франция, ФРГ). История большой зажиточной семьи в Швеции начала ХХ века. Болезненное взросление девочки Фанни и мальчика Александра, проходящее сквозь семейные шалости и трагедии. Многогранный и волнующий портрет одной семьи, или семейная драма высшего уровня с намёком на магический реализм. Разумеется, в прокат вышла укороченная кинотеатральная версия, которую сам режиссёр не считал приоритетной. С другой стороны, оригинальная версия для ТВ длится аж 5 часов – в кинозале такой хронометраж осилит не каждый. Кстати, для поклонников Ингмара Бергмана у нас есть отличная новость: компания «Русский Репортаж» приготовила специальную прокатную программу «Бергман. Осенняя коллекция». Стартует она уже 8 сентября и будет состоять из четырёх важных фильмов: «Сквозь тёмное стекло» (1961), «Молчание» (1963), «Осенняя соната» (1978), «Шёпоты и крики» (1972). Ожидается, что показы будут проходить всю осень.


Также 23 июня вышел самый странный фильм лета – хоррор Алекса Гарленда «Род мужской» (2022, Великобритания). Начинал Гарленд как писатель – именно он написал роман «Пляж» (1996), по которому затем сняли одноимённый фильм с Леонардо ДиКаприо. В какой-то момент романист ушёл в режиссуру, и его дебют получился достойным. Это была фантастическая драма об искусственном интеллекте «Из машины» (2014). «Род мужской» – совсем другое кино. Главная героиня по имени Харпер серьёзно ссорится с мужем, в результате чего тот кончает жизнь самоубийством. Пытаясь отвлечься от этого ужаса, Харпер снимает на пару недель просторный дом где-то в британской глуши. Однако покоя на природе женщина не находит – её начинают преследовать все самые странные местные мужчины. «Род мужской» – ошеломляющий фильм о борьбе с собственными «внутренними демонами». Харпер не может забыть прошлое и, мучаясь от чувства вины, как бы материализует все свои кошмары, связанные с мужчинами, чтобы затем расправиться с ними самым жестоким образом и обрести наконец свободу. В заключение нужно, однако, предупредить, что у Гарленда получился фильм не для слабонервных. Не многим он придётся по вкусу.


А 30 июня прокат украсила мелодрама Бернардо Бертолуччи «Ускользающая красота» (1996, Италия, Франция, Великобритания) – самый летний фильм нашей подборки. Юная американка Люси после смерти матери приезжает в Италию, где собирается позировать знакомому художнику, но привлекает внимание почти всех местных мужчин. Жан-Люк Годар утверждал: «Всё, что нужно для фильма, – это пистолет и девушка». Годар был неправ – Бертолуччи доказал, что достаточно и одной девушки. В данном случае этой девушкой стала 18-летняя на тот момент актриса Лив Тайлер (трилогия «Властелин колец»). Обычная история о потере девственности у Бертолуччи превращается в гимн молодости, красоте и нежности. «Ускользающая красота» – очень красивый фильм с прекрасными итальянскими пейзажами, замечательным саундтреком и отличным актёрским составом. Помимо Лив Тайлер, тут имеются Жан Маре («Фантомас»), Рэйчел Вайс («Молодость») и Джереми Айронс. Последний играет здесь роль Алекса – смертельно больного писателя, безнадёжно влюбляющегося в Люси. Можно сказать, что для Айронса эта роль стала своеобразной подготовкой к роли Гумберта Гумберта. Экранизация «Лолиты» с Айронсом в главной роли выйдет год спустя – в 1997-м.


Прокатный июль получился менее насыщенным, чем июнь, зато 14 июля на большие экраны вышел удивительный мюзикл Жака Деми «Шербурские зонтики» (1964, Франция, ФРГ). Совсем простая история. Небогатая девушка Женевьева, работающая в магазине своей матери, влюбляется в Ги – небогатого парня из автомастерской. Ги мечтает о собственном бизнесе, но эти мечты приходится отложить – его забирают в армию. Перед прощанием влюблённые проводят ночь вместе. Через какое-то время беременная Женевьева выходит замуж за другого, чтобы спасти себя и мать от разорения. Простую историю спасают: отличная музыка, выверенный визуальный стиль (особенно – цветовые решения), а также тонкая работа с жанром. «Шербурские зонтики» выдают себя за мелодраму, являясь при этом нестандартной драмой, где почти весь драматизм прячется как бы «между строк». Жак Деми создаёт невероятно грустную картину без малейшего нажима. Мастер! Кроме того, это ещё один фильм, который нужно смотреть на языке оригинала. Все реплики без исключения здесь пропеваются. Русская озвучка портит такое кино.


А 28 июля в прокате оказалась отреставрированная версия фантастической комедии Георгия Данелии «Кин-дза-дза!» (1986, СССР). Незабываемая история о том, как простой советский прораб вышел из дома за продуктами, а в итоге оказался на странной планете в компании юного студента Гедевана. «Кин-дза-дза!» – смешное и изобретательное кино, которое только притворяется комедией абсурда. На деле это, конечно, настоящая драма. А как иначе? Данелия – тонкий и умный режиссёр. Если же вы пропустили этот великий фильм в прокате, то пересмотреть его можно всё там же – на ютуб-канале «Мосфильма».


В августе прокатная активность пошла на убыль, но как минимум одна «жемчужина» блеснула и здесь. Ей стала драма Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1967, СССР); она появилась на экранах 11 августа. Саша Чиркунов возвращается в родной колхоз, чтобы посвататься к хромой поварихе Асе. В колхозе мужчину ждёт разочарование – Ася находится на последних месяцах беременности. Несмотря на это, Саша упорно пытается добиться Аси, хотя та любит отца ребёнка – равнодушного к ней шофёра Степана. По аннотации можно подумать, что «История Аси Клячиной» – просто производственная драма, но у Кончаловского получилось почти внежанровое кино. Сложно сказать, есть ли у этого фильма аналоги. Судя по всему, в те годы так про колхозную жизнь не снимали. Картина создавалась в селе Кадницы с минимумом профессиональных актёров. И если «Кин-дза-дза!» народное кино в том смысле, что цитаты из него ушли в народ, то «История Аси Клячиной» народное кино, потому что оно снято с участием народа и среди народа. В нём есть подлинный дух народной жизни, честные, почти документальные диалоги, красивая русская природа и настоящая драма, которая так контрастирует с той идиллической колхозной жизнью, что воспевалась в советском кино. Жёсткий реализм Кончаловского не понравился чиновникам, и фильм до народа не дошёл. Это замечательное кино с тяжёлой прокатной судьбой. Посмотреть его можно опять же на канале «Мосфильма». Там отреставрированная версия «Аси» доступна в отличном качестве 4К.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале