Читалка культуролога Ирины Дубовской: креативная экономика, Ларс-Йохан Эге и Маша Трауб
Ирина Дубовская. Фото: Fmp.msu.ru |
Джон Хокинз, «Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги»
Сейчас много говорится о том, что в креативной экономике есть смысл, что за ней будущее: она дает рабочие места, способствует экономическому росту. Масса, масса всего положительного! В России начали мерить креативный капитал, и мне хотелось разобраться в истоках этого явления.
Что такое креативные отрасли? Это и архитектура, и ремесло, и исполнительство, и дизайн, и мода, и киноиндустрия. Сейчас говорят о том, что IT-сфера тоже является креативной, потому что в ней есть определенный элемент новаторства. Хокинз говорит не только об экономике, но и о том, что такое креативность или творчество само по себе, как это происходит.
Я нашла для себя интересную концепцию, точнее даже формулу творческого процесса. Возможно, я буду внедрять ее в межфакультетские курсы. Она называется Rider. Это аббревиатура: R — review, исследование; I — incubation, вынашивание идеи; D — dreams, мечтание; E — excitement, возбуждение; R — reality check, проверка реальностью.
Инкубация включает в себя не только исследование фактов на рациональном уровне, но и осмысление их на уровне эмоциональном. Она требует определенного отдыха.
Бог шесть дней создавал Землю, а на седьмой день отдыхал — того же требует и воплощение идеи: собрали массу информации — и сделали паузу. Это очень важный момент, который мы часто упускаем из виду. Мы стремимся решить задачу, как только нашли подход, но пауза необходима, чтобы обработка информации произошла на более глубоком уровне.
Мечтание — абсолютно иррациональная штука, но необходимая: вспомним, к примеру, Менделеева и его сон с таблицей. Возбуждение или волнение — это, собственно, то, что предшествует рождению идеи: оно дарит ощущение того, что вот сейчас к вам придет что-то новое. Ну и проверка реальностью — это то, насколько продукт будет востребован. И если мы говорим про креативные индустрии, то на этом этапе изготавливается чаще всего прототип. Ученые пришли к выводу, что все эти моменты должны быть соблюдены, все стадии пройдены, чтобы на рынке появился действительно новый продукт.
Ларс-Йохан Эге, «Happy-happy. Шведская система успешных переговоров без обид и проигравших»
Вторая книга тоже полупрофессиональная, но очень интересная с точки зрения того, как в нашем организме все взаимодействует. Ларс-Йохан Эге — доктор экономических наук, переговорщик. В книге он рассказывает о своей формуле переговоров, а переговоры он ведет достаточно сложные: сотрудничает с ФБР, участвует при освобождении заложников. И вот он пытается понять, какие части переговоров будут наиболее полезными и необходимыми. К переговорам он подходит с точки зрения нейробиологии. По его мнению, очень важно умение управлять гневом. Автор книги дает пару рецептов, как строить переговоры и как выяснять позицию собеседника. Он говорит о том, что собеседника нельзя считать противником, потому что сразу включается конкуренция и хочется одержать верх. И в первую очередь надо включиться в слушание собеседника и выяснить его потребности. В числе прочего автор рассказывает о «черном лебеде» — фактах, которые важны для вашего партнера, но вы о них не знаете. И только на такой базе может рождаться совместное решение.
Думаю, эта книга могла бы пригодиться студентам в процессе сдачи экзаменов, например. Эге как раз разрабатывает несколько шагов, которые бы очень хорошо помогли дипломникам при защите ВКР. Кстати говоря, опробовано на собственных дипломниках. У меня было восемь бакалавров и два магистра, и мы с ними готовились по концепции Эге. А шаги следующие: первый — это позитивные эмоции. Казалось бы, банальность, но наше отношение крайне важно. Ведь по факту защита — это ваш бенефис. Вы же столько работали, проводили исследование. Второй шаг — это понимание потребности ваших собеседников. Вот какие потребности у выпускающей комиссии? Это ведь люди, которые вложили массу времени и знаний в человека, и чем лучше вы отвечаете, тем выше их оценка самих себя. Для них это в первую очередь оценка собственного профессионализма. Мы всегда очень радуемся успехам и умным ответам. Всегда поражает в приятном смысле дивергентное мышление, когда помимо рутины человек приносит что-то свежее.
Маша Трауб, «Тетя Ася, дядя Вахо и одна свадьба»
Хочется упомянуть и о художественной литературе. Для себя открыла прекрасную Машу Трауб (это творческий псевдоним). Она журналист-международник, работала в очень серьезных изданиях, была колумнистом «Огонька», а потом решила, что легкая литература ее прельщает больше. И ее книги — очень сочные и колоритные. На одном дыхании прочитала «Тетя Ася, дядя Вахо и одна свадьба» — про жизнь одного дома в Батуми, где все соседи живут бок о бок и решают все проблемы сообща. Там прекрасно показан диалог культур: учительница английского языка Нателла познакомилась с американцем и решила выйти за него замуж. И вот он приезжает в Батуми, и его захлестывает такое безудержное грузинское гостеприимство! После свадьбы она, конечно, никуда не уезжает.
Там масса интересных диалогов и потрясающий юмор, очень четкий и достаточно едкий. Это заряд такого, знаете, южного витамина. Очень-очень советую. Взяла сейчас другую книгу — «Домик на юге», о том, как люди приезжают на юг, перевоплощаются и становятся настоящими, а потом встречаются уже в других реалиях, где снова надевают маски. Я подсадила всю семью на книги Маши Трауб — уже и дочка прочитала, и мама. Так что у нас дома сейчас любовь к этому автору. Конкуренцию ей составляет разве что Евгений Цыпкин.
Беседовала Алина Коршунова