Влияет ли физиология и психология на духовность? Взгляд христианского психолога
Болеть не стыдно
Психическое нездоровье, дисбаланс гормонов также могут создавать дополнительные препятствия. Например, если у вас плохое настроение, низкий уровень энергии и ничего не радует, и такое состояние длится более двух недель, есть вероятность, что это депрессия. У психологов есть ряд методик для проверки маркеров болезни, однако точный диагноз может поставить врач-психотерапевт или психиатр. И, конечно, недомогание может повлиять на духовную жизнь: для депрессии характерно сочетание негативного взгляда на себя, на свой текущий опыт и на будущее (триада Аарона Бека).Иногда кажется: сфера духовного — некая священная область, а телесность — это что-то низкое и далекое от высот внутренней жизни. Однако если вспомнить пирамиду Маслоу, потребность в самореализации стоит на фундаменте более простых потребностей, в том числе базовых физиологических (еда, вода, сон, теплое жилище). Сложно жить глубокой духовной жизнью, например, при тяжелых хронических заболеваниях, которые приковывают к кровати. Не невозможно, но все-таки трудно.
Если вдруг вы подозреваете у себя депрессию или врач подтвердил диагноз, в этом нет ничего стыдного, каждый может очутиться в такой ситуации. Есть даже хорошая новость: некоторые психологические школы утверждают, что депрессия — защитная реакция психики на невыносимые события, некоторый «режим энергосбережения» организма. Это напоминает древние физиологические реакции на стресс по типу «замри», когда через условное «умирание» есть возможность «воскреснуть» обновленным.
Депрессия — такая же болезнь, как язва желудка или коронавирусная инфекция. Правда, путь исцеления может быть более длительным, в идеале поможет медикаментозное сопровождение, работа с психологом, а для верующих — и таинства Церкви.
Психология и духовность
В основе подобного типа религиозности лежит переживание стыда, глубинного ощущения своей плохости. Оно кардинально отличается от покаянного радостного ощущения принятия Богом. Человек, в глубине души ненавидящий себя, чувствующий себя очень плохим, может воспринимать религиозное чувство искаженно. Покаяние для него не становится радостным, он не ощущает того, что вернулся к Богу и Господь его принял — а продолжает ненавидеть себя, считая, что только в этом случае Бог его не накажет. Средством избавления от мучительной боли может стать либо контроль («я сейчас все сделал правильно и Бог меня примет»), либо некоторое достигаторство — быть быстрее, выше, сильнее в духовной жизни, но в ней быстрых результатов в принципе не бывает, как бы этого ни хотелось.Психологические проблемы также могут влиять на духовную жизнь. Если у человека были серьезные психические травмы (например, его в раннем возрасте бросили родители или над ним совершалось любого рода насилие), то он будет ощущать серьезные внутренние дефициты. И формами заполнения этих дефицитов может стать упор на обряды, а не на смысл, и фарисейство. Или будет преобладать негативное восприятие Бога как жестокого, карающего или оставляющего. Вариантов психических защит от невыносимой боли масса, они индивидуальны, выбираются бессознательно, и их нельзя проконтролировать.
Проблема в том, что в центре такого мироощущения встает либо снятие тревожности, либо укрепление самооценки, и фокус внимания смещается на себя, а не на Бога. В таких состояниях покаяние может подменяться самоедством и не освобождать, а ранить. Человек замыкается в себе, и иногда личные ощущения оказываются для него мерилом правильности развития.
«Я грешный» становится главным символом веры и опорой. Бывает, и хочется выйти из подобного состояния, но не всегда это просто, человек застревает в самокритике и мучается.
К себе — бережно или жестко?
Немецкий психотерапевт, основатель метода гештальттерапии Фредерик Перлз писал: «Идеал — это палка, которая дает вам возможность бить себя и издеваться над собой и окружающими». Это могут быть несколько провокативные слова, но чтобы быть понятой, поясню, что речь идет именно об искажении, перекосе, когда человеку не хватает принятия своих и чужих ограничений. О милосердном отношении к самому себе говорил, в частности, и преподобный Серафим Саровский: «Должно снисходить и душе своей в ее немощах и несовершенствах и терпеть свои недостатки, как терпим недостатки ближних, но не обленяться и непрестанно побуждать себя к лучшему». Принятие себя и в немощах не противоречит развитию и работе над собой, а из точки равновесия и ненасилия легче двигаться.Порой такие люди не знают себя по-настоящему, не понимают, каковы их реальные силы и возможности. Чтобы не чувствовать себя плохими, они могут неосознанно создавать ложный образ себя, «я идеальное», и пытаться дотянуться до него. Сложность возникает тогда, когда человек не видит себя реального и настоящего, свои способности и ограничения, требует совершенства от себя и от других. Но совершенен только Бог, а люди лишь только могут идти по пути уподобления Ему.Чувство собственной недостойности может сопровождаться некоторым самонасилием, понуждением, безжалостным отношением к себе. Но если мы призваны любить ближнего и носить тяготы друг друга, относиться к окружающим бережно, то почему бы не перенести это и на себя? Разве Бог хочет, чтобы мы изводили себя, теряли здоровье, в том числе и психическое? Но почему-то некоторые христиане думают, что если специально будут искать страданий и мучиться, то это приведет их к спасению.
Таким образом, если в духовной жизни случается застой, проблема может скрываться на нижестоящих уровнях. Если сложность — на уровне тела, есть смысл обратиться к врачу, если она кроется в психике, то вам к психологу. К сожалению, нет готовых рецептов избавления или исцеления, хотя и маленькие шаги в этом направлении могут приблизить к изменениям.
Радостная новость в том, что самопознание происходит по мере готовности и возможности принять новое о себе. Увидеть проблему — первый шаг к ее решению. По пути преодоления психологических трудностей проще продвигаться, принимая помощь людей, которые видят вас и ситуацию со стороны. Такими людьми могут быть священник, друг или другой близкий человек с беспристрастным взглядом.
Иллюстрации Екатерины Евстигнеевой
В церковной среде можно встретить людей, которые годами ходят в храм, но в их внутреннем состоянии мало что меняется, или оно становится даже хуже. Такие прихожане оказываются далеки от тех критериев приближенности к Богу, о которых писал апостол Павел: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23). О том, почему причина может скрываться не только в психологии, но и физиологии, рассуждает психолог Евгения Новосельцева.
Болеть не стыдно
Иногда кажется: сфера духовного - некая священная область, а телесность - это что-то низкое и далекое от высот внутренней жизни. Однако если вспомнить пирамиду Маслоу, потребность в самореализации стоит на фундаменте более простых потребностей, в том числе базовых физиологических (еда, вода, сон, теплое жилище). Сложно жить глубокой духовной жизнью, например, при тяжелых хронических заболеваниях, которые приковывают к кровати. Не невозможно, но все-таки трудно.
Психическое нездоровье, дисбаланс гормонов также могут создавать дополнительные препятствия. Например, если у вас плохое настроение, низкий уровень энергии и ничего не радует, и такое состояние длится более двух недель, есть вероятность, что это депрессия. У психологов есть ряд методик для проверки маркеров болезни, однако точный диагноз может поставить врач-психотерапевт или психиатр. И, конечно, недомогание может повлиять на духовную жизнь: для депрессии характерно сочетание негативного взгляда на себя, на свой текущий опыт и на будущее (триада Аарона Бека).
Если вдруг вы подозреваете у себя депрессию или врач подтвердил диагноз, в этом нет ничего стыдного, каждый может очутиться в такой ситуации. Есть даже хорошая новость: некоторые психологические школы утверждают, что депрессия - защитная реакция психики на невыносимые события, некоторый «режим энергосбережения» организма. Это напоминает древние физиологические реакции на стресс по типу «замри», когда через условное «умирание» есть возможность «воскреснуть» обновленным.
Депрессия - такая же болезнь, как язва желудка или коронавирусная инфекция. Правда, путь исцеления может быть более длительным, в идеале поможет медикаментозное сопровождение, работа с психологом, а для верующих - и таинства Церкви.
Психология и духовность
Психологические проблемы также могут влиять на духовную жизнь. Если у человека были серьезные психические травмы (например, его в раннем возрасте бросили родители или над ним совершалось любого рода насилие), то он будет ощущать серьезные внутренние дефициты. И формами заполнения этих дефицитов может стать упор на обряды, а не на смысл, и фарисейство. Или будет преобладать негативное восприятие Бога как жестокого, карающего или оставляющего. Вариантов психических защит от невыносимой боли масса, они индивидуальны, выбираются бессознательно, и их нельзя проконтролировать.
В основе подобного типа религиозности лежит переживание стыда, глубинного ощущения своей плохости. Оно кардинально отличается от покаянного радостного ощущения принятия Богом. Человек, в глубине души ненавидящий себя, чувствующий себя очень плохим, может воспринимать религиозное чувство искаженно. Покаяние для него не становится радостным, он не ощущает того, что вернулся к Богу и Господь его принял - а продолжает ненавидеть себя, считая, что только в этом случае Бог его не накажет. Средством избавления от мучительной боли может стать либо контроль («я сейчас все сделал правильно и Бог меня примет»), либо некоторое достигаторство – быть быстрее, выше, сильнее в духовной жизни, но в ней быстрых результатов в принципе не бывает, как бы этого ни хотелось.
Проблема в том, что в центре такого мироощущения встает либо снятие тревожности, либо укрепление самооценки, и фокус внимания смещается на себя, а не на Бога. В таких состояниях покаяние может подменяться самоедством и не освобождать, а ранить. Человек замыкается в себе, и иногда личные ощущения оказываются для него мерилом правильности развития.
«Я грешный» становится главным символом веры и опорой. Бывает, и хочется выйти из подобного состояния, но не всегда это просто, человек застревает в самокритике и мучается.
К себе – бережно или жестко?
Чувство собственной недостойности может сопровождаться некоторым самонасилием, понуждением, безжалостным отношением к себе. Но если мы призваны любить ближнего и носить тяготы друг друга, относиться к окружающим бережно, то почему бы не перенести это и на себя? Разве Бог хочет, чтобы мы изводили себя, теряли здоровье, в том числе и психическое? Но почему-то некоторые люди думают, что если специально будут искать страданий и мучиться, то это приведет их к спасению.
Порой такие люди не знают себя по-настоящему, не понимают, каковы их реальные силы и возможности. Чтобы не чувствовать себя плохими, они могут неосознанно создавать ложный образ себя, «я идеальное», и пытаться дотянуться до него. Сложность возникает тогда, когда человек не видит себя реального и настоящего, свои способности и ограничения, требует совершенства от себя и от других. Но совершенен только Бог, а люди лишь только могут идти по пути уподобления Ему.
Немецкий психотерапевт, основатель метода гештальттерапии Фредерик Перлз писал: «Идеал – это палка, которая дает вам возможность бить себя и издеваться над собой и окружающими». Это могут быть несколько провокативные слова, но чтобы быть понятой, поясню, что речь идет именно об искажении, перекосе, когда человеку не хватает принятия своих и чужих ограничений. О милосердном отношении к самому себе говорил, в частности, и преподобный Серафим Саровский: «Должно снисходить и душе своей в ее немощах и несовершенствах и терпеть свои недостатки, как терпим недостатки ближних, но не обленяться и непрестанно побуждать себя к лучшему». Принятие себя и в немощах не противоречит развитию и работе над собой, а из точки равновесия и ненасилия легче двигаться.
Таким образом, если в духовной жизни случается застой, проблема может скрываться на нижестоящих уровнях. Если сложность – на уровне тела, есть смысл обратиться к врачу, если она кроется в психике, то вам к психологу. К сожалению, нет готовых рецептов избавления или исцеления, хотя и маленькие шаги в этом направлении могут приблизить к изменениям.
Радостная новость в том, что самопознание происходит по мере готовности и возможности принять новое о себе. Увидеть проблему – первый шаг к ее решению. По пути преодоления психологических трудностей проще продвигаться, принимая помощь людей, которые видят вас и ситуацию со стороны. Такими людьми могут быть священник, друг или другой близкий человек с беспристрастным взглядом.