Мастерская Александра Сокурова и фильм «Разжимая кулаки»
В 2011-м отбор в мастерскую Сокурова прошло 15 человек, а вскоре их число сократилось до 13. На данный момент из того набора можно выделить четвёрку наиболее перспективных режиссёров. Разумеется, в их числе режиссёр фильма «Разжимая кулаки» Кира Коваленко. О дебютах этой «фантастической четвёрки» хочется поговорить отдельно.
1. «Софи́чка» (2016, Россия, реж. Кира Коваленко)
Кадр из фильма «Софичка» |
По словам Александра Сокурова, это первый фильм, снятый на абхазском языке. Экранизация одноимённой повести Фазиля Искандера. Действие происходит в абхазском селе до, во время и после Великой отечественной войны. Пережив трагическую смерть мужа и ссылку в Сибирь, Софичка возвращается в родное село спустя 20 лет. Там она находит в себе силы простить убийцу мужа и обретает душевный покой.
Главное достоинство фильма — монтаж, который умело чередует временные пласты. Кадры с молодой и зрелой Софичкой смешаны так, словно прошлое и настоящее нераздельны и существуют одновременно. В «Софичке» человеческая память выглядит абсолютно живой, а настоящее смотрит на прошлое с ласковой и доброй улыбкой. При этом Коваленко так сильно концентрируется на главной героине, что как будто забывает о важных сюжетных нюансах и любопытных эпизодах искандеровской прозы. Например, в фильме не ясно, почему брат Софички убил её мужа, а из сцены допроса героини в НКВД пропало молчаливое противостояние двух переводчиков, которое иллюстрировало особенности работы советских спецслужб. Тем не менее у режиссёра получилось ясное и негромкое кино о прощении, смирении и самопожертвовании. Таких фильмов сейчас немного.
2. «Теснота» (2017, Россия, реж. Кантемир Балагов)
1998 год — неспокойное для России время между двумя Чеченскими войнами. В центре повествования — семья из еврейской общины Нальчика. Молодая Илана помогает отцу в автосервисе, курит тайком от родителей и встречается с кабардинцем Залимом. Вскоре в семье случается горе — её брата Давида похищают вместе с невестой. Чтобы собрать деньги на выкуп, родители Иланы идут на крайние меры. Они продают автосервис и пытаются выдать девушку замуж за парня из обеспеченной еврейской семьи. Все эти события грозят разрушить устоявшиеся семейные отношения.
«Теснота» — лучший дебют среди сокуровских учеников и один из лучших российских фильмов 2010-х годов. В нём сошлись удачный кастинг, точный — соответствующий времени — саундтрек, смелость творческих решений и простой суровый реализм. Название фильма соответствует происходящему на экране. Чтобы передать тесноту, невозможность физической и внутренней свободы, режиссёр специально сжимал кадр. Он сделал фильм в устаревшем узком формате 4:3, но и этого ему оказалось мало. Некоторые сцены Балагов снимал так, чтобы главная героиня была зажата со всех сторон как людьми, так и предметами. Это отразилось даже на эротической сцене, где эротика как таковая отсутствует — вместо неё мы едва видим героиню, вдавленную в узкое угрожающее пространство.
Кадр из фильма «Теснота»: Илана «зажата» людьми на приёме гостей |
Кадр из фильма «Теснота»: Илана «зажата» между стеной и предметами в эротической сцене |
В «Тесноте» очень хорошо показаны сложные внутрисемейные отношения между родителями и повзрослевшими детьми. В частности — нежелание родителей отпускать детей в самостоятельную жизнь. Отдельно можно отметить то, как Балагов показал столкновение брутальности и нежности. Сурового Залима смущает и даже как будто пугает странная путаная нежность Иланы. В кино редко можно увидеть сильных мужчин, которые не понимают, что делать с нежностью и в глубине души боятся женщин. Балагов показал эти противоречия точно, ненавязчиво и без лишних слов. Иногда мужчинам бывает тесно внутри маскулинного образа, даже если они в этом не признаются.
3. «Глубокие реки» (2018, Россия, реж. Владимир Битоков)
Драма о семье лесорубов-изгоев. Когда-то давно эту семью выгнали из родного села за преступление. На новом месте лесорубы не стали своими и поселились в обособленном доме возле реки. Пожилой отец и его сыновья Бес и Муха успешно валят лес на продажу, вызывая раздражение у сельчан, сидящих без работы. Когда отец получает травму в лесу, у семьи возникает необходимость в ещё одном работнике. На помощь вызывают третьего и самого младшего брата, который давно сбежал в город от тяжёлой жизни на природе. Бес и Муха недовольны таким помощником, а сельские жители между тем созрели для открытого конфликта с семьёй лесорубов.
«Глубокие реки» — самый суровый и маскулинный фильм нашей подборки. Лучше всего его иллюстрирует кадр, где Муха отдыхает возле дерева, в которое воткнули топор. Со стороны это смотрится так, будто топор торчит из Мухиной головы, однако на его лице совсем нет боли.
Кадр из фильма «Глубокие реки»: Муха с топором в голове |
Этот кадр точно показывает состояние главных героев Беса и Мухи. Над ними уже занесён топор раздора, но в ответ они излучают лишь нечеловеческое спокойствие. Эта страшная непоколебимость отражается и на отношениях внутри семьи, где почти нет места для ласки. Молчание, подчёркнутое спокойствие, нежелание делиться с близкими своими мыслями и чувствами — всё это может приводить к трагедии. Говоря о своей картине, Владимир Битоков подчёркивал универсальность этой истории — и был прав. Это не только кавказская проблема. Например, об этом говорит недавний фильм Любови Мульменко «Дунай» (2021), где русская и серб, вступая в близкие отношения, не спешат открываться друг другу. Отдельно можно похвалить Битокова за отказ показывать экшен. Оставляя драку за кадром, он как бы намекает на её ничтожность. Не всё в этом мире решается кулаками, простите, топорами.
4. «Мальчик русский» (2019, Россия, реж. Александр Золотухин)
Оригинальное кино о Первой мировой. Простой деревенский паренёк отправляется на войну с мечтами об орденах и воинской славе. В результате химической атаки он теряет зрение, но ему удаётся остаться в армии в должности «слухача». С этого момента его обязанность — при помощи специальной слуховой установки прослушивать небо и предупреждать войска о приближении вражеских аэропланов.
С визуальной точки зрения «Мальчик русский» кажется старомодным: узкий кадр с закруглёнными углами, приглушённые цвета, крупное зерно. Всё это напоминает о выцветшей киноплёнке/фотоплёнке. История, в целом, не впечатляет, так как не дотягивает до лучших образцов русского военного кино вроде «Проверки на дорогах». Однако у «Мальчика русского» есть два весомых плюса — звук и монтаж. Главная находка режиссёра — включить в фильм вторую сюжетную линию, которая показывает репетицию современного оркестра. Репетиция, на которой звучит Рахманинов, проходит параллельно войне: кадры с репетицией и кадры с войной умело чередуются, создавая дополнительные смыслы. При этом иногда эпизоды из военной истории озвучиваются оркестром, но это не похоже на стандартный саундтрек. Это больше напоминает живую оркестровую озвучку немого кино. А в какие-то моменты речь военных сливается с речью дирижёра, и эти две истории — военная и музыкальная — окончательно смешиваются. Возникновение новых смыслов особенно хорошо видно на конкретном примере. Ближе к концу фильма нам показывают девушку из оркестра. Вот она: нарядная, красивая, держит валторну и смотрит куда-то как бы сверху вниз. А вот следующие кадры: мальчик русский — уже ослепший — лежит в яме и прячется от взрывов. Создаётся ощущение, что она смотрит на него сверху вниз. Таким образом, режиссёр вольно или невольно ставит оркестр на ступень выше войны. Получается, что искусство парит где-то высоко над схваткой. Иначе говоря: занимайтесь музыкой, а не войной.
Кадр из фильма «Мальчик русский»: девушка из современного оркестра как будто смотрит сверху вниз на главного героя |
Кадр из фильма «Мальчик русский»: главный герой прячется от взрывов |
Все перечисленные дебюты сокуровских учеников удались. Самым заметным из них стала «Теснота». Она получила 17 фестивальных наград, среди которых — приз за лучший дебют на «Кинотавре» и приз ФИПРЕССИ в программе Каннского фестиваля «Особый взгляд». Наименее заметной работой стала именно «Софичка», которую миновали и громкий фестивальный успех, и зрительское внимание. Со вторым полным метром Кира Коваленко взяла своеобразный реванш. Этот фильм не получится не заметить. Он уже среди лучшего российского кино этого года. Да и не только российского, если честно. При этом нельзя сказать, что второй фильм Балагова «Дылда» сильнее, чем «Разжимая кулаки».А провторые картины Битокова и Золотухина сказать пока нечего. Фильм Битокова «Мама, я дома» (2021) видели только кинокритики, доехавшие до последнего «Кинотавра», а Золотухин, похоже, свой второй полный метр ещё не снял.
Александр Сокуров в своё время огорчался, что на Северном Кавказе фактически отсутствует местный кинематограф: нет хорошо подготовленных кинематографистов и прокатной системы. Но если есть самобытный якутский кинематограф, то почему не может появиться и северокавказский? В какой-то мере ученики Сокурова создают именно такой кинематограф прямо на наших глазах. Во всяком случае «Теснота», «Глубокие реки» и особенно «Разжимая кулаки» — шаги в этом направлении. Почему здесь выделяется именно второй фильм Коваленко? «Теснота» снята в Нальчике, но на русском языке; «Глубокие реки» снимались на Кавказе и на кабардинском, но Битоков подчёркивал, что его история — художественное высказывание, а вовсе не этнографический реалистический рассказ. «Разжимая кулаки», наверное, самый «северокавказский» фильм из перечисленных. Он снят на осетинском языке в Северной Осетии, но в отличие от «Глубоких рек» мало похож на притчу.
5. «Разжимая кулаки» (2021, Россия, реж. Кира Коваленко)
Главная тема фильма — нежелание родителей давать свободу своим детям. Да, эта же тема затрагивалась в дебютном фильме Балагова, но, как выяснилось, в «Кулаках» тесноты ещё больше, чем в самой «Тесноте».
Юная Ададза (Ада) живёт в квартире с младшим братом Дакко и строгим отцом. На первый взгляд перед нами обычная отцовская строгость: не разрешает девушке пользоваться духами, запирает входную дверь на единственный ключ. Далее выясняется, что всё куда серьёзнее. Если в «Герде» молодая девушка распоряжается своим телом как хочет (пусть и не всегда разумно), то в «Кулаках» Ада не принадлежит самой себе. Она выступает как личная вещь своего отца: только он решает, как ей стричься, чем пахнуть и делать ли необходимую операцию в больнице. Тут вскрывается главная «рана» фильма: в детстве Ада пострадала от взрыва во время захвата школы (явная отсылка к теракту в Беслане), после чего у неё «внизу» всё зашили. Зритель не совсем представляет характер её травм. Мы видим лишь, что девушка пользуется подгузниками и мечтает снова стать «целой». Для этого ей нужно сделать операцию, но отец препятствует этому, так как боится, что здоровая дочь бросит его и уедет в большой город, как это сделал когда-то её старший брат Аким. В какой-то момент Аким приезжает к родным из Ростова, чтобы помочь Аде в решении проблемы. После этого обстановка в семье накаляется.
Можно сказать, что фильм «Разжимая кулаки» о непростом положении женщины на Северном Кавказе. С другой стороны, это предельно личная история одной семьи, где родительский и детский эгоизм перемешаны в почти равной мере. «Теснота», в которой живёт Ада, здесь визуализирована. В одном из эпизодов семья едет на автомобиле, девушка смотрит в окно и видит, как глухие стены чередуются с узкими просветами. Так и её жизнь: стена, просвет, стена, просвет. Нецельность героини тоже подчёркивается в одном из кадров: когда девушка лежит с отцом в больнице, на её лоб падает тёмный волос, похожий на трещину.
Кадр из фильма «Разжимая кулаки»: Ада с «трещиной» на лбу |
Однако, несмотря на всю жёсткость и даже жестокость, картина Коваленко далека от того, что любят называть чернухой. Отец Ады не понимает своих детей, но при этом не выглядит злым тираном. Дакко и Ада живут взаперти, но охотно обнимаются и дурачатся. В фильме вообще много улыбок и нежности, а ненависть часто соседствует с вниманием и любовью. И в целом фильм оставляет светлое впечатление, чего порой не хватает мрачным российским драмам вроде той же «Герды». Но это не значит, что «Разжимая кулаки» оптимистичны. Концовка фильма неоднозначна — в ней по-прежнему неделимы любовь и боль. И вопросов больше, чем ответов. Такое решение режиссёра способно даже возмутить, но оно кажется верным. На несчастьях этой семьи история не заканчивается, и теперь уже реальным людям предстоит подумать над тем, как правильно беречь семью в целом и друг друга в частности
Отдельно можно отметить кастинг и саундтрек. На все ключевые роли подобраны точные подходящие лица. И все немногие песни находятся на своём месте. Очень хорош в фильме эпизод на школьной дискотеке, где две простые песни — «В городе гаснут огни» и «В небе звезды горят» — точно подчёркивают драматизм ситуации. Иногда именно простые слова оказываются самыми точными: «Мы сгорели от этой любви, / Мы остались с тобою одни». Кажется, именно этого в самый последний момент избежали герои фильма. Но какой ценой?