Выставка Юрия Пименова в Новой Третьяковке продлится до 9 января
Первая ретроспектива выдающегося русского художника Юрия Пименова проходит в Новой Третьяковке до 9 января 2022 года. На выставке представлены работы разного масштаба и техники, часть из них — с помощью современных технологий (в основном это утраченные полотна).
|
Юрий Пименов. Антиимпериалистический митинг в Нью-Йорке. 1931 |
Первые семь залов посвящены периоду 1920–30-х гг. Представленные в них работы созданы в стилистике, подобной немецкому экспрессионизму — важную роль играет силуэт, объём создаётся контрастными высветлениями, формы часто гротескно деформируются. Однако экспрессионистское творчество Пименова отражает в основном не личное, как у немцев, а коллективное чувство — борьбу за новый общественный строй. В рисунках и картинах прославляется работа на заводах и спортивные состязания, показываются ужасы капитализма, высмеиваются кулаки, дворяне и нэпманы.
|
Юрий Пименов. НЭП. В ресторане. 1927 |
Завершает эту часть экспозиции мультимедийная проекция огромного полотна «Физкультурный парад». Это кульминация борьбы за новый строй, его международное представление — полотно было выставлено на Международной выставке в Нью-Йорке вместе с моделью Дворца Советов Бориса Иофана.
|
Юрий Пименов. Портрет Л. А. Ереминой. 1935 |
Следующий зал отражает перемены в творчестве художника. Он отходит от экспрессионизма и переходит к стилистике импрессионизма: место пятна силуэта занимают плавные переходы цветов, образующие единую среду. Этот зал наполнен более личным чувством — представлены в основном портреты родных и знакомых и сцены из быта, в которых, однако, проскальзывает пафос устроения новой жизни.
|
Ленинград. Стрелка Васильевского острова. Зенитчицы. 1942–1944 |
В небольшом зале между двумя анфиладами расположены произведения, посвящённые теме Великой Отечественной войны, а именно тылового быта Москвы и Ленинграда. Все произведения имеют холодный колорит, отражая тяжёлое ощущение того времени.
|
Юрий Пименов. Лирическое новоселье. 1965 |
Следующая часть анфилады отражает послевоенный период творчества художника. В отличие от довоенного, чувство устроения новой жизни передаётся не через открытый пафос, а через более личное обращение к зрителю. Последнее выражено нарочитой эстетизацией повседневности — девушек, перебегающих дорогу, прилавка на Московском рынке, молодожёнов, идущих по доскам на месте будущей улицы. Иногда появляются темы личного одиночества и непонятости, что было бы невозможным для раннего периода.
На тех же интонациях построены представленные в следующем зале произведения, созданные Пименовым в зарубежных поездках.
|
Юрий Пименов. Лондонские балетные портнихи. 1971 |
Последние залы экспозиции представляют работы, созданные для театральной сцены. На протяжении всей жизни Юрий Пименов трудился в театре, поэтому его «сценические» произведения отражают как довоенную, так и послевоенную стилистику художника.
Пройдя все залы, можно на примере одного из самых известных советских художников увидеть основные тенденции развития официального искусства 1920-х — 1970-х годов.
В Новой Третьяковке до 22 января 2022 г. проходит первая ретроспектива Ю. И. Пименова –
одного из главных представителей соцреализма.
На выставке представлены работы разного масштаба и техники. Часть работ представлена с
помощью современных технологий (в основном это утраченные работы).
Первые 7 залов посвящены периоду 1920-30-х гг. Представленные в них работы созданы с
стилистике, подобной немецкому экспрессионизму – важную роль в них играет силуэт, объём
создаётся контрастными высветлениями, формы часто гротескно деформируются. Однако
творчество этого периода отражает в основном не личное (как было в немецком
экспрессионизме), а коллективное чувство – чувство борьбы за новый общественный строй. Вся
тематика работ подчинена этому – в рисунках и картинах прославляется работа на заводах и
спортивные состязания, чётко показываются ужасы капитализма и высмеиваются кулаки, дворяне
и нэпманы.
Завершает эту часть экспозиции мультимедийная проекция огромного полотна «Физкультурный
парад». Это кульминация борьбы за новый строй, его международное представление – полотно
было выставлено на Международной выставке в Нью-Йорке вместе с моделью Дворца Советов Б.
Иофана.
Следующий зал отражает перемены в стилистике художника. Он отходит от острой стилистики
экспрессионизма и переходит к стилистике импрессионизма – место пятна силуэта занимают
плавные переходы цветов, образующие единую среду. Этот зал наполнен более личным чувством
-- в нём представлены в основном портреты родных и знакомых и сцены из быта, в которых,
однако, проскальзывает пафос устроения новой жизни.
В небольшом зале между двумя анфиладами расположены произведения, посвящённые теме
Великой Отечественной войны, а именно тылового быта Москвы и Ленинграда. Все произведения
имеют холодный колорит, отражая тяжёлое ощущение того времени.
Следующая часть анфилады отражают послевоенный период творчества художника. В отличие от
довоенного, чувство устроения новой жизни передаётся не через открытый пафос изображения
рабочих на заводах, а через более личное обращение к зрителю. Последнее выражено нарочитой
эстетизацией повседневности – девушек, перебегающих дорогу, прилавка на Московском рынке,
молодожёнов, идущих по доскам на месте будущей улицы. Иногда появляются темы личного
одиночества и непонятости, что для раннего периода было бы невозможным.
На тех же интонациях построены представленные в следующем зале произведения, созданные
Пименовым в зарубежных поездках.
Последние залы экспозиции представляют работы, посвящённые театру. Это работы всех
периодов творчества художника, они отражают и довоенную, и послевоенную стилистику его
работ.
Выставка Ю. И. Пименова в Новой Третьяковке показывает на примере одного из известных
советских художников основные тенденции развития официального искусства 1920-х – 1970-х гг.
Фото автора