Россия: по местам Достоевского
В ее создании приняли участие преподаватели и студенты кафедры фотожурналистики и технологий СМИ. Фотографы – Дарья Александрова, Екатерина Алексеева, Аида Асадуллина, Арина Гугаева, Евгения Димитриади, Дарья Илькевич, Наталия Караваева, Игорь Лапенко, Анастасия Лизина, Юлия Тягина – побывали в разных уголках нашей страны, связанных с биографией Федора Михайловича: селе Даровое, Зарайске, Москве, Омске, Санкт-Петербурге, Старой Руссе.
Интерьеры комнат, которые хранят память о разных этапах жизненного пути писателя, и документальные свидетельства – письменный стол, рукописи, перчатки, шляпа и многое другое – помогают реконструировать быт, повествуют о характере и привычках Федора Михайловича. Изначальной задумкой было показать Москву и Санкт-Петербург Достоевского, однако по инициативе студентов география съемок расширилась: фотографы посетили также те места, где он провел детство, где отбывал каторгу и где приобрел дом на закате жизни. В их объективы попали не только исторически ценные здания и артефакты, но и совсем современные арт-объекты, созданные в юбилейном 2021 году, – скульптура на Воздвиженке в Москве, которая изображает 25-летнего писателя, читающего томик Пушкина (автор – Анастасия Лужина), и граффити на стене одного из строений в Омске (авторы – Андрей Северский, Дмитрий Трайп).
В дополнение к документальным фотосъемкам на выставке представлено два авторских фотопроекта. Первый, «Лихорадка» Дарьи Илькевич и Анастасии Лизиной, посвящен Родиону Раскольникову, его метаниям и тревогам, его взаимоотношениям с Петербургом, который теснит и кружит голову. Отправной точкой для создания второго, «Письма» Наталии Караваевой, стала удивительная находка – письмо Анны Григорьевны Достоевской, второй жены писателя. Оно было обнаружено в семейном архиве Караваевых в момент работы над выставкой. Адресовано двоюродному прадеду Наталии, писано карандашом на небольшом листе бумаге во время курортного отдыха в Ялте – не столько письмо, скорее записка. В своем проекте фотограф осмыслила культуру эпистолярного общения, на сегодня почти позабытую.