Выставка «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» открылась в Новой Третьяковке

В Западном крыле Новой Третьяковки открылась выставка «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли», приуроченная к тысячелетней годовщине первого летописного упоминания о городе Суздале (будет отмечаться в 2024 году). В экспозиции представлены около 600 предметов, рассказывающих об истории и культуре Владимиро-Суздальского княжества — одного из самых важных регионов средневековой Руси. Некоторые экспонаты представлены публике впервые, а самые ранние из них относятся к IX–X векам — первым десятилетиям существования Древнерусского государства. Основная часть собрания датируется периодом позднего Средневековья — временем восстановления русской государственности. Также в залах музея представлено несколько иконописных шедевров, один из которых, вероятно, принадлежит кисти Андрея Рублева. Выставка продлится до 10 мая.

Врата собора Рождества Богородицы в Суздале

Открывают выставку западные врата суздальского собора Рождества Богородицы (первая треть XIII века), створки которых украшены изображением евангельских сцен. Врата являются примером взаимодействия культуры средневековой Руси с современной ей западной культурой. Техника золотой наводки (золочение при помощи смеси золота с ртутью), в которой исполнены изображения, не встречается в Византии, но применяется в Европе этого времени. Стиль изображения евангельских сцен, с одной стороны, основан на византийских иконографических схемах, с другой – в грубоватости ликов, жестов можно заметить отголоски романского искусства.

Богоматерь Максимовская

Эта икона была написана по заказу митрополита Максима на рубеже XIII-XIV вв. Её создание связано с важным событием церковной истории  – переносом резиденции митрополита из Киева во Владимир. Иконография иконы создана специально под этот случай: Богоматерь изображена передающей митрополиту Максиму архиерейскую фелонь. Это должно было показать благоволение Девы Марии политике церковного иерарха.

Напрестольное Евангелие

В соборе Рождества Богородицы в Суздале был найден уникальный памятник книжного искусства – огромное Напрестольное Евангелие конца XVII века, которое составляет 105 см в длину и 79 см в ширину. В книге 76 листов, каждый из которых склеен из четырёх листов бумаги. Рукописный текст на каждой странице украшен роскошным обрамлением из стилизованного растительного орнамента. По изображениям  евангелистов видно, что суздальские иконописцы неплохо владели передачей объёма, анатомии, перспективы – приёмами современной западноевропейской живописи, которые активно осваиваливались в этот период.

Серебряный оклад Евангелия украшен выгравированной многофигурной композицией, включающей изображения 70 фигур, в том числе Бога Саваофа, Деисус, евангелистов и апостолов. Это работа Афанасия Трухменского – мастера Оружейной палаты, одного из первых русских граверов.

Ткань с арабской надписью

В 2008 году в Ветшаном городе – части Владимира, построенной при Андрее Боголюбском, был найден клад XII – начала XIII в. В числе прочего в нём нашли кусок ткани с арабской надписью с именем мастера. Состав ткани указывает на его происхождение из Ирана, Ирака или Центральной Азии. Находка свидетельствует о развитых международных контактах Северо-Восточной Руси времён Юрия Долгорукого и его потомков.

Дискос

Целый зал экспозиции посвящен предметам церковного обихода. В их числе – дискос (поднос для Даров) XVII века из владимирского Успенского собора. Композиция на его дне связана с назначением предмета – это изображение Младенца Христа в чаще в виде Жертвы. Чаше поклоняются Ангелы, а по периметру центральной композиции изображены херувимы и серафимы. Изображения херувимов есть и на ножке сосуда, что, видимо, связано с церемонией Великого Входа. Кромка дискоса украшена орнаментом и надписью. Плотная композиция и внимание к деталям являются характерными чертами искусства XVII века.

Столбы деревянной сени

Дерево, с одной стороны, являлось на Руси самым доступным материалом и активно использовалось для постройки храмов, изготовления элементов внутреннего убранства и утвари. С другой – до конца XVII века не было традиции церковной скульптуры (за исключением Распятий), так как подобные изображения связывались с идолопоклонством. В XVIII же веке церковная скульптура получает распространение. На выставке представлены столбы с изображениями символов евангелистов, которые служили опорами для надгробной сени местночтимой святой – Софии Суздальской.

Вознесение Александра Македонского со стен Дмитриевского собора

Белокаменные соборы, украшенные рельефными изображениями – главная достопримечательность Владимира. Хотя объёмно-пространственное решение церквей восходит к византийской схеме, в их декорации прослеживаются параллели с оформлением соборов на территории Священной Римской империи, в первую очередь Северной Италии. Это пример чистой романской традиции, перенесённой на нашу почву с её грубоватой и очень условной пластикой.

В рельефах Дмитриевского собора можно встретить очень характерные для этого периода сюжеты, например, «Вознесение Александра Македонского на небо». Александр изображён сидящим на троне, который держат хвосты двух грифонов. В поднятых руках он держит копья, на которые насажены львы. По легенде, голодные птицы тянулись к мясу и поднимали царя на небо. В средневековой традиции Александр мог трактоваться как прообраз Христа и его Вознесения, а также как символ сакральности государственной власти.

В экспозиции рельеф представлен в виде слепка.

Саккос святителя Илариона Суздальского

В собрании Владимиро-Суздальского музея также хранится большое количество предметов церковного шитья. Шитьё – одно из тех видов искусств, которые наиболее связаны с персоналиями: как правило, это предметы, созданные по очень конкретному заказу, для определённых лиц и мест. На выставке представлен саккос митрополита Илариона Суздальского. Этот церковный деятель (впоследствии канонизированный) известен тем, что активно способствовал строительству храмов, почитанию местных святых, уделял внимание поддержанию должного нравственного уровня духовенства. Саккос был подарен ему царём Фёдором Алексеевичем при возведении Илариона в сан митрополита. Для создания этого предмета облачения были взяты ткани из царской казны, в том числе привозные – иранская парча и флорентийская камка.

Песнопения Лазаревой субботы

Помимо видов искусства, традиционных для музейных пространств, один из залов посвящён древнерусскому церковному пению. В зале поставлены стенды с изображениями разворотов служебных книг, демонстрирующих эволюцию записи песнопений. В зале звучит аудиоинсталляция – вариант реконструкции стихиры «Воскресение и жизнь» и песнопения «Увидел Господь» из службы Лазаревой субботы на греческом и латинском языках, а также византийского распева. Особенность древнерусского пения – одноголосие, что для современного человека непривычно – сейчас в церквях обычно исполняются произведения Нового времени, основанные на многоголосии западноевропейского типа.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале