Все дети мира

Каждый из нас (имею в виду в первую очередь читающих эти строки христиан) может вспомнить немало случаев, когда он видел, как люди тянутся ко Христу вопреки всему злу этого мира. Каждый верующий, не только священник, может составить свой сборник подобных «непридуманных рассказов», да и нет нужды такими рассказами доказывать, что быть с Христом - естественно для человека, что ищет, ищет Его сердце...

Тем более - детское сердце.

Рождество Христово - праздник детский. Бог пришел в мир в состоянии такой незащищенности, какая только возможна: родился, как обычный младенец. Как все те младенцы, которые, от века приходя в этот мир, кричат - почему? Только ли от физического дискомфорта? Плачет ли их душа, предчувствуют ли они, какие тяготы обрушатся на них, уже начали рушиться, в этом лучшем, но и ужаснейшем из миров?

Недаром в рождественские дни Церковь отмечает память первых мучеников, первых «мартирос» - свидетелей о Христе, убиенных младенцев Вифлеемских. Историки и богословы давно ведут бесконечный спор о том, было ли их и впрямь 14 тысяч или эта цифра - гипербола, было ли это избирательным уничтожением младенцев подозрительным Иродом или некой «зачисткой» в бесконечных военных операциях, проводимых Римом в непокорной Иудее, «горячей точке» на окраине империи, - да так ли это важно? Бесконечное кровавое колесо религиозных, национальных, политических военных конфликтов катится сквозь всю историю человечества, сдвинутое с места грехопадением человека, катится до сих пор и не собирается останавливаться: голоса Вифлеемских младенцев, неповинно терзаемых детей, принесенных в жертву идеологии и властолюбию, слышны в голосах жертв - только на нашей недавней памяти - событий в Приднестровье, Сербии, Ираке, Чечне, Грузии, список этот бесконечен...

Дети первыми гибнут в войнах не только явных - зло ведет множество невидимых войн. Дети гибнут в утробах матерей - недаром имя Вифлеемских мучеников стало в наши дни церковным символом покаяния тех, кто участвовал в грехе абортов. Дети гибнут не только физически, избитые, изнасилованные, посаженные на иглу, - калечатся их души... И самое страшное - как часто души детей калечим мы с вами, их родители. Калечим - собственными грехами, которыми заразили детей, собственной нелюбовью. Мы с ужасом наблюдаем, как мутнеют с возрастом детские черты, как зло прорастает в них изнутри, и подчас ничего не можем сделать, не можем воспротивиться, рукой шевельнуть, как в дурном сне... Не можем - в том числе и потому, что ведь и мы с вами - тоже дети, и мы искалечены злом мира, и в нас проросли метастазы смертельной отравы. И, оплакивая своих детей, мы плачем и о себе самих тоже... Как нам спасти своих детей и спастись самим, куда обратиться? Только туда, в начало: к пещере, полной света, в которой на соломе лежит слабый уязвимый Младенец - Спаситель мира, победивший смерть.

...Выше я помянул о «непридуманных рассказах» - нет, особо рассказывать не стану, но одного ребенка все же вспомню... Собственно, не такой уж и ребенок - мальчишка шестнадцати лет. Наркоман с четырехлетним стажем, за свою недолгую жизнь он и насмотрелся такого, и сам участвовал в таких нечеловеческих вещах, что не леть и глаголати... Он пришел в храм не просто креститься «на всякий случай» - он именно искал Христа. Перед крещением он оттянул ворот свитера: на груди его был нарисован шариковой ручкой корявый крест. Парнишка рисовал этот крест на груди, когда пытался соскочить с иглы, и - после тех грабежей и насилий, в которых участвовал, обновлял его на себе раз за разом... Он пришел в храм не просто в попытке найти выход, чтоб не угодить в тюрьму, - в глазах его было нечто, чего не сымитируешь, что не расценишь неоднозначно: жажда Истины. Подобное тянулось к подобному, чистый младенец внутри, покалеченный, но еще живой, тянулся к Богомладенцу.

ПРОРОКИ

Дети, дети,
 

Крапивное семя,

Наследники, дездичады,
 

Неразличимые, как предметы,

Замыленному глазу судорожного века!
 

Вы - пророки,

Грядущие в мир, и здесь уже.
 

Пророки, позванные Богом

В ночи по имени, посланные
 

В дома ребенка, спецприемники, подвалы,

В одинокие неполные однополые безотцовые бизнес-семьи,
 

В тоску, заботы, соития, смерти, лютые иллюзии будней,

В мусорное кипение городов.
 

Поколение пророков:

Отчего, думаешь, этот
 

Так зол, ненавидит и мать, и бабку, и педагога,

Отчего в тетрадях острое и кровь чертит,
 

На кого в кармане

Китайский нож выкидной носит?
 

Взгляни: разве не блистает

В этом профиле огненная ярость, ревность
 

Илии, коего ноздри

Переполнил смрад ваалов?
 

А этот, аутично

ФМ-раковинами залепивший уши, во что смотрит?
 

Думаешь, в миры травы, в недра

Электронных бродилок?
 

Взгляни, взгляни в эти восхищенные очи,

В зрачки, предела достигшие зренья, -
 

Не новый ли Иезекииль зрит Колесницу?

Или она, полутора лет от роду,
 

В серой фланелевой, некогда оранжевой, рубахе

На четыре размера больше, с приютским
 

Номером, по подолу выжженным хлоркой,

Чей щетинистый аэлитный череп вытянут щипцами,
 

Чей живот небесно-сине вздут рахитом,

Чей лик терпелив, хмур, всепонимающ,
 

Чьи дни и дни - стоянье

В клетке кровати, полированье поперечин,
 

Раскачиванье, оцепененье, -

К полуночи очнувшись,
 

На каком языке она в неслышный,

Собачий захлеб плачет? - на том же
 
Древнем обессловеслом
 

Языке скорби,

На матерней жали брошенной малютки,
 

На которой плакал в ночи Иеремия

О городе, некогда многолюдном.
 
Или этот, еще в утробе
 
Вписанный в прайс-листы фетальной индустрии,
 

Нерожденным расчленяемый аккуратно, жадно,

Ножницы в затылок, отсос мозга, коллапс черепа, кода, -
 

Думаете, кусок безымянного мяса? -

Нет, ангел боли
 

Уже нарек ему имя: это

Захария, убитый заживо
 

Между жертвенником и алтарем.

Четвертая раса: подонки
 
(«Нет, представь - на днях взял 
 

В кредит мечту, уютную, утробную, моего размера,

Розовую, сбыточную! Несу домой - и что же?

 

Тут в подворотне подонки!

Напали, из рук выбили, глумились,
 

Растоптали мечту в стеклярусную пыль, в ноль!

Их надо давить и вешать принародно,
 

По телевизору казнь казать, чтоб другим неповадно!

Подонки, подонки!»).
 

Казнь-показ-наказ: так и будет.

Чтобы не раздражали,
 

На площадях вас побьют камнями.

Пророки, поколение подонков:
 
Со дна, неутопимы, всплывают
 

Пылающие глаголы Суда и жизни.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале