Ребятам о зверятах
Известно, что хорошие новости не привлекают аудиторию, что статью «о плохом» написать легче, чем «о хорошем», критические отзывы интереснее хвалебных, а скандал – лучший способ заявить о себе. Этим обусловлена любовь «продвинутой» публики и критиков к так называемому «социальному кино». Поэтому предыдущая работа Валерии Гай Германики – полнометражный фильм «Все умрут, а я останусь» получил два приза Каннского фестиваля и несколько менее престижных наград. Теперь Германика решила закрепить успех при помощи продюсеров «Первого канала», продолжая эксплуатировать тему подростковых проблем.
Почему реакция зрителей такая острая? Школа – отражение общества, выпуклое, преувеличенное. Как грибы впитывают химические яды и радиацию, так и школа всасывает и пропускает через себя все выхлопы общественного неблагополучия.
Когда в 1982 году вышел фильм Ролана Быкова «Чучело», он так же на примере школьной истории показал состояние общества позднего застоя. И его также хотели запретить и критиковали в официальных СМИ. Только тогда массовый зритель еще понимал нормальный художественный язык, различал детали. Сегодня кино куда более технологично. Оно ставит проблемы «в лоб», стремится как можно меньше напоминать искусство, мимикрирует под документализм, становится гиперреалистичным.
Продюсеры «Первого» и Германика сделали ставку на шок. Всем, кто смотрел фильмы датского режиссера Ларса фон Триера, с первых кадров «Школы» понятны намерения, которые приписывают Германике защитники сериала. От Триера здесь и приемы – дрожащая камера, съемка «с плеча», как бы отсутствующий грим и невыстроенные планы, – и идея: показать все самое низменное, самое гадкое и отталкивающее в человеке, чтобы зрители, испытав шок, задумались о своем собственном состоянии. Ощущения от первых серий «Школы» сравнимы с послевкусием от триеровского «Догвилля» – беспросветность, осознание гнусности человеческого естества и желание пойти помыться. Вся грязь, скопившаяся, по мнению автора, в человеческих душах, кучей вывалена наружу и эффектно подсвечена. Все светлое – за кадром. Благородная ассенизаторская работа.
Конечно, правды в сериале показано много. Об этом свидетельствуют многочисленные воспоминания о школьных трагедиях и бесчинствах, наводнившие блогосферу.
Так, одна современная девочка пишет в своем интернет-дневнике: «Действо, вопреки мнению взрослого поколения и мнению учителей, очень правдиво. "Наркотиков, алкоголя, сигарет, драк и так далее по списку в школе нет!". Слушайте, вы не поверите, но у меня половина одноклассников курят, половина пьют и с бодуна приходят в школу. Наркотиков, говорите, нет? Конечно, нет. Ладно, про наркотики не будем. Не знаю, как обстоит дело в столице или где-либо ещё, но у нас, в образцовой гимназии, девятиклассники курят с охранником, за гаражами происходят драки, а пятиклассники посылают кого не лень на три буквы. Короче говоря, ситуация обстоит не многим лучше, чем показано в фильме. Согласна, в "Школе" всё немного утрировано и преувеличено, но в целом всё так и есть».
В передаче «Судите сами», посвященной сериалу, депутат Госдумы Андрей Исаев, бывший школьный учитель, признался: «Есть школы и гораздо хуже, чем то, что показано. Есть школы гораздо лучше, чем то, что показано. Эта школа, скорее, ближе к середине с ее близкими и понятными ясными проблемами». В той же передаче была оглашена статистика: в России сегодня 27% подростков курят, 4 миллиона подростков-наркоманов, в Орловской области каждый седьмой ребенок рожден несовершеннолетней мамой.
В том, что эти цифры были громко произнесены в эфире крупнейшего российского телеканала, случайная заслуга авторов сериала. Педагогическое сообщество сегодня создало ситуацию, когда любое публичное высказывание родителей о конкретной школе считается жестом нелояльности, воспринимается, как ЧП и разбирается на педсоветах и родительских собраниях. В публичную сферу школьные проблемы выносят либо родители-журналисты (как недавно сделала в своем блоге ведущая ТВЦ Ольга Бакушинская, рассказав об учительнице, издевающейся над детьми в школе, где учится ее дочь), либо когда происходит трагедия (как произошло в одной из Петербургских школ, где ученик покончил с собой из-за жестокости классной руководительницы).
Сегодня в связи со школой говорят только об образовательной составляющей. На повестке дня ЕГЭ, учебники по истории, основы православной культуры, количество часов литературы. Между тем, как отметила в той же передаче «Судите сами» депутат Госдумы Елена Драпеко, «у нас существуют мифы о школе - это наши воспоминания о советской школе, фильмы нашего детства и учителя нашего детства, и мы все пропитаны этими мифами. Сейчас эти мифы взяли и опрокинули. И это, конечно, страшно больно».
На этом условные плюсы «Школы» заканчиваются. И начинаются большие вопросы. Например, зачем показывать такую жесткую «социалку» в прайм-тайм на главном канале дважды в сутки? Кто целевая аудитория - школьники?
Пока версий воздействия на подростков этого сериала две: оптимистичная и пессимистичная. Оптимисты доверяют детям, считают, что они увидят себя в зеркале с увеличением, ужаснутся и постараются быть лучше. По мнению пессимистов, персонажи сериала станут героями для подражания, сформируют новые модели поведения, возведут то, что показано в "Школе" в разряд нормы.
Все вышеизложенные соображения были бы верными, если бы не существовало высказываний самой Германики и ее соавторов. Их интервью и записи в блогах показывают, что никаких социальных задач они не ставили. Они снимают этот сериал (и снимали фильм «Все умрут, а я останусь») о себе. Единственное, что действительно отражает сериал - мировоззрение его авторов, лишенное всякой ценностной ориентации и агрессивно навязываемое в качестве нормы.
Вот Германика в интервью «РИА Новостям» сообщает: «Я ничего не хочу донести. Фильм - отражение моей души - то, как я, совсем как животное, чувствую мир. Главное - чувство. Как я снимаю, зависит от того, с каким настроением я проснулась, что я поела».
А один из сценаристов - бывший тольяттинский скинхед Юрий Клавдиев в своем блоге среди невнятных матерных мыслей, оборванных на полуслове, наконец формулирует: «В 2012 году на Земле останутся только сверхлюди. Такие, как мы».
Сверхлюди - это, надо полагать, те, которые чувствуют себя животными. И дрыгающейся камерой в течение нескольких месяцев будут показывать, как глазами животных выглядят современные школьники, как перевести их проблемы, чувства и отношения на животный язык.
А чтобы населить себе подобными Землю к 2012 году, они будут тешиться своими звериными радостями на глазах у миллионов зрителей «Первого» на протяжении 60-ти серий по 26 минут каждая.
Да, диагноз школе и обществу поставлен. Да, дискуссия состоялась. Только она была срежиссированным пиар-сопровождением к эфиру «Первого канала». Каков будет результат этой дискуссии? Власти займутся школой? Подростки ужаснутся и станут хорошими? Родители заинтересуются внутренним миром своих детей? Нет, ничего этого не будет. Главный результат - высокие рейтинги и дорогая реклама.