Аватар: развиртуализация
|
А по ту сторону экрана - плененный зрелищем, безучастно спящий в гробу желаний случайный калека, чудом обретший вторую жизнь, - кинозритель |
Режиссер создал новое кино, к которому нет и не может быть критического
подхода. Эта липкая сказка обволакивает и проникает сквозь все пелены здравого
смысла. "Фильм дает такой мощный заряд киносчастья, что ему прощается все
на свете! Разумеется, буду смотреть еще", - пишет писатель Элвира Барякина
в своем блоге.
Да и я, посмотрев «Аватар» даже не в 3D, уже два дня мечтаю под удобным
предлогом вернуться в эту сказку. Собственно, это личное ощущение и вынудило
меня написать рецензию, чтобы стряхнуть с себя путы нисшедшего на киноэкраны «Аватара».
Смешно, но взрослые, состоявшиеся кинозрители не по одному разу идут на этот
фильм, рекордно раскошеливаясь и побивая тем самым прошлые достижения кассовых
сборов.
Каков же смысл этой истории? Ускользающий сюжет, сложная мораль, изумительное
зрелище - и это все? Один из рецензентов предположил, что эта кинолента
просто-напросто нам не современна, опережает свое время и поэтому понята
правильно быть не может. То, что это звоночек из недалекого будущего, -
несомненно. Что же касается сложности понимания, то без Христа тут не
разобраться, это факт. А так как наше постхристианское общество для
проникновения в загадки романов менее всего склонно обращаться ко Христу, то
понимание «Аватара» может быть и вовсе отложено на неопределенный срок.
Тем не менее, «Аватар» глубоко религиозен. Приверженцы эзотерики сразу узнали
знаки и приметы своего мировоззрения: "С точки зрения энергетики,
кинолента имеет огромное значение, так как мысль обладает энергией, а зрители,
погружаясь в образ «Аватара» (что означает "нисхождение божества") и становясь
на сторону Светлых Сил, выделяют позитивную энергию в поле Земли. Учитывая
огромное количество зрителей, эффект должен значительно улучшить земную
энергосферу и помочь Человечеству пройти рубеж 2012 года".
Кэмерон долго шел к этому фильму, состоящему словно из ртути. Неуловимость
авторского замысла в совокупности с пленительной красотой зрительных образов
просто парализуют мыслительные процессы в умах зрителей. Мы с радостью
проникаемся восторгом перед дивными целомудренными янтарноглазыми на'ви,
соединив руки в единую всемирную цепь, молимся о даровании Джеку Салли второго
рождения - во Эйве Пандорской - живом и таком трогательном местном божестве. Мы
соглашаемся, что жизнь - всего лишь энергия, которую щедро даровала нам
Природа, чтобы мы однажды вернули ее Матери-Пандоре. Да и невозможно не
согласиться - так логична и гуманна вера наивных голубых великанов.
Джек Салли проходит инициацию, познает новое божество и возлюбленную жену,
изгоняется из рая и возвращается, чтобы погибнуть и тем самым обрести право
второго рождения в Эйве. Где-то мы это уже слышали, не так ли? История в
буквальном смысле стара как мир. И в этом контексте даже не удивляет это
"новое" воплощение библейского Адама - синее, хвостатое и звероподобное.
Лишенный благодати мир людей нуждается в обновлении. Для нас, сегодняшних
землян, далеких от волшебной Пандоры, шансом на новую радостную жизнь могут
стать... киберпространства. Пожалуй, это - самое важное слово Джеймса Кэмерона.
Перед нами фильм-зрелище, прелестный и захватывающий, не поддающийся критике, -
утешение и радование, просто "киносчастье". Фильм-мираж. А по ту
сторону экрана - захваченный врасплох, плененный зрелищем, безучастно спящий в
гробу желаний случайный калека, чудом обретший вторую жизнь, - кинозритель,
очарованный странник, готовый принять и воспеть завуалированное предательство,
откровенный демонизм и любую ложь.