Миссия выполнена. Что дальше?
Миссия выполнена?
«Это фантастический круглый стол, - сразу предупредил участников ведущий Юрий Белановский, заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи, - Мы пофантазируем на тему «если миссия среди молодежи удалась». А вот «что делать дальше» - можно реалистично обсудить уже сегодня».
«Каковы критерии успешности миссии?» - на этот вопрос в первую очередь предлагалось ответить участникам круглого стола. Сразу же стало очевидным, что взгляды этот вопрос у собравшихся различны.
Борис Якеменко, руководитель православного корпуса движения «Наши», считает, что в деле миссии - главное привести людей в Церковь, сделать пространство храма для них привычным, помочь им установить контакт со священником. И в этом смысле очень полезной ему видится инициатива, поддержанная Патриархом, - назначить в каждый приход специального человека, который бы занимался миссионерской работой.
Игумен Петр (Мещеринов), насельник Свято-Данилова монастыря, не согласился с Якеменко: «Привести людей в храм - это еще не все. Жизнь в Церкви - это не только храмовая жизнь, очень опасно свести ее к храмовой жизни». Успех миссии в широком понимании игумен Петр видит в том, что люди начнут «обретать нравственный взгляд на происходящее», что, по его мнению, достаточно сложно, так как наше время характеризуется большой «стадностью», собственное мнение может иметь только зрелая, свободная личность.
Настоятель Домового храма святой Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов также считает, что успех миссии нельзя свести к «храмовому благочестию», однако он уверен, что «создать христианскую нравственность без богослужения, евхаристии и прихода невозможно». «На примере протестантов мы видим, к чему приводят такие попытки». Человека можно начинать называть христианином, считает отец Максим, лишь с тех пор, когда он меняется, от чего-то отказывается ради Христа.
Этого же мнения придерживается Владимир Стрелов, сотрудник Синодального отдела отдела по делам молодежи: «миссия становится удачной, когда человек встречается лично с Богом, то есть с одной стороны, у него происходит изменение ума, с другой - меняется жизнь». Такие показатели, как количество крестившихся или вступивших в какие-либо православные организации, по его мнению, не так существенны. Стрелов не уверен в правомерности постановки вопроса об успешности миссии.
Игумен Сергий (Рыбко), известный своей проповеднической деятельностью в среде неформальной молодежи, поделился: «Я считаю, что если меня начали слушать - это уже миссионерский успех».
«Важно, чтобы мы никого не отталкивали: «Церковь - общество кающихся грешников»», - напомнил в заключение этой темы протоиерей Николай Соколов, настоятель храма святителя Николая в Толмачах, декан миссионерского факультета ПСТГУ.
Методы и формы миссии - что выбрать?
Темой отдельного разговора стали методы и средства проповеди, «арсенал» которых в последнее время обновился. Однако протоиерей Николай Соколов считает, что в основе миссии и проповеди должно быть Евангелие: именно через кружки по изучению Писания люди приходили в Церковь в советское время, а «если Евангелие не становилось настольной книгой, мы начинали угождать интересам мира сего».
Борис Якеменко считает, что с молодежью должны работать специально поставленные для этого люди, знающие ее интересы. Поэтому православный корпус движения «Наши» предложил создать при приходах должность «молодежного миссионера» - человека, для которого общение с молодыми «захожанами» было бы основной деятельностью. Этот проект получил поддержку Патриарха, и уже реализуется в нескольких храмах на окраинах Москвы. О результатах работы, по мнению Якеменко, можно будет судить через год-другой.
Якеменко подчеркнул, что «молодежный миссионер» должен быть «своя от своих» в приходе, и что более он необходим там, где с трудом складываются общины - например, в спальных районах, где храмы всегда переполнены. Игумен Сергий (Рыбко) также считает, что строительство храмов в спальных районах поможет решить ряд проблем. Протоирей Максим Козлов добавил, что положительное воздействие на студенческую молодежь могли бы оказать домовые храмы. Пока же немногие из храмов, «приписанных» к вузам, реально могли бы называться домовыми. Позитивным можно считать опыт Санкт-Петербурга, где создано благочиние домовых храмов. Этот опыт, по мнению протоиерея Максима, следовало бы распространить и на другие крупные города. Протоиерей Максим поддержал и идею миссионеров на приходах, однако предостерег от чрезмерной их активности, когда «заходишь в храм поставить свечку и на тебя бросается миссионер». Кроме того, "надо определить круг лиц нон грата, которых не следует допускать до миссионерской деятельности";"если, например, человек был священником, а затем снял священный сан по каким-то причинам, странно будет ему заниматься миссией и претендовать на то, чтобы проповедовать христианство".
Отец Максим считает, что проповедовать можно и с помощью современной культуры, причем «не надо бояться смелых форм»: в планах храма святой Татианы - выставка нефигуративного искусства и всенощная Рахманинова. Также прекрасной формой миссии может быть использование в крупных городах востребованных лекционных площадок по типу лектория Политехнического музея в Москве.
Игумен Сергий (Рыбко) давно проповедует на концертах и собраниях неформальной молодежи, и это приносит свои плоды, хотя очевидно, что такой опыт не может получить широкого распространения. Отец Сергий считает, что священникам в деле проповеди должны помогать миряне и православные общественные организации, потому что «мирянин может прийти туда, куда священника не пустят». С этим согласился Владимир Стрелов, который уверен в том, что миряне в Церкви должны быть активны. Важным он считает углубление литургической жизни через изучение Писания и Предания Церкви. Так же необходимо, чтобы богослужение было хорошо организовано, чтение и пение были внятными.
Куда мы идем?
«Цель миссии - это приходская община, - считает протоиерей Максим Козлов. - Важно, чтобы человек пришел в общину, чтобы центром общины был Христос, чтобы было по слову апостола «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. (Иоан.13:35)». Как должен измениться приход? Приход не должен быть «проходом»: чтобы жизнь в нем не проходила по принципу «человек человеку бревно»». В онтологическом же смысле цель миссии - встреча человека со Христом». «Миссия может быть названа успешной, когда мы сами изменимся», - подвел итог председатель круглого стола протоиерей Николай Соколов.
В работе круглого стола также приняли участие сотрудники и студенты Миссионерского факультета, сотрудники Синодального молодежного отдела, сотрудники Центра духовного развития молодежи при Даниловом монастыре, сотрудники ресурсного образовательного Центра «Собеседник», Сотрудники фонда «Старый свет», члены реабилитационного Центра фонда «Старый свет», организаторы и участники молодежной встречи на Селигере, священники, работающие с молодежью.
Фотографии предоставлены ПЦДРМ