Хаус против хаоса
обсуждения сериала «House, M.D.» на высоком философском уровне послужил выход на русском языке книги House and Philosophy: Everybody lies (Хаус и философия: все лгут», СПб, 2010). Группа американских философов написала 18 эссе, в которых разбираются в философском ключе различные аспекты сериала. Например, истоки грубости Хауса (помимо боли в ноге) находят в даосизме - отвергая устоявшиеся представления о вежливости и морали, Хаус заставляет взглянуть на ситуацию с неожиданной стороны, и так далее. Хауса соотносят с Ницше (Хаус как сверхчеловек), Сартром («Ад - это другие»), и даже Сократом («Как и Хаус, Сократ не особо церемонился, втягивая людей в философские споры»). Книга вышла солидным для нашего времени тиражом в 15 тысяч экземпляров и прекрасно раскупается, но...
Интересно, что большинство выступавших никакой философии в «Хаусе» не видят, а если и видят, то считают это издержками профессии: «Мы стремимся распространить философию на все: философия South Park, философия пластиковых окон... Это патология, считает Павел Костылев с философского факультета МГУ. - На самом деле у Хауса нет философии, так же как нет физики или химии».
Модератор дискуссии Кирилл Мартынов, напротив, называет фильм «сериалом о философской школе», а самого доктора - наследником Сократа, киников и Хабермаса. Истины и добродетели, которые проповедовали эти философы (умеренность, познание, автономность) давно не получали столь харизматичного воплощения, так что «Хауса», считает Мартынов, можно назвать «пропедевтикой философского образа жизни».
Другие участники предложили снизить пафос. Так, по мнению психолога и философа Кирилла Журавлева, гениальный диагност страдает раздвоением личности и другими невротическими расстройствами; но в этом же кроется причина популярности сериала: «сочетание несочетаемого и порочность всегда привлекательны», ведь «порочность расширяет эпистемологические рамки», т.е. взгляд на мир порочного человека шире, чем праведника. Более того: «пример Хауса выдает нам индульгенцию, потому что сами мы порой желаем того же, что и он».
Действительно, с нравственной точки зрения Хаус - личность неблагонадежная: циник, наркоман, одиночка. Он не нарушает правил, он их просто игнорирует, а любимая его фраза о людях - «все лгут!». Несомненно, у доктора есть позиция, но можно ли назвать ее философией?
Для психотерапевта Марка Сандомирского связь философии и медицины бесспорна - это повелось еще с античности. Не случайны и параллели между Доктором Хаусом и Шерлоком Холмсом, ведь, как напомнил собравшимся Сандомирский, прототипом героя Конан Дойла послужил практикующий хирург - писатель просто перенес методы медицинской диагностики в детективный жанр. «Конечно, для врача ситуации, в которых работает Хаус, - неправдоподобны. Слишком много редких случаев, - делится впечатлениями врач. - У нас докторов Хаусов мало, потому что человек, обладающий столь выдающимися интеллектуальными способностями, после нескольких лет работы в системе здравоохранения уходит в бизнес».
Но «Хаус», считает Сандомирский, интересен не столько для тех людей, которые любят головоломки, сколько для тех, кто боится смерти. Хаус выступает в роли Спасителя, и всегда успешно, благодаря чему зритель переживает гарантированный катарсис. «В сериале действительно заложена философская идея, - написал Сандомирский в своем ЖЖ, - ибо он, как и любые околомедицинские рассказы о тяжелых болезнях, учит умирать, что по большому и по малому счету и составляет основную задачу философии». И, кстати, психотерапевт Сандомирский поставил Грегори Хаусу диагноз «психопатия», а хаусоманов назвал «интеллектуальными наркоманами». Разумеется, любя.
Фото Эмина Калантарова с http://kmartynov.livejournal.com/1196563.html