Девы и матери
Типичная мама девяностых - сильная, независимая, способная «поднять и вырастить» ребенка без малейшей надежды на поддержку отца. Бывший советский инженер, продающий на рынке турецкие кожаные куртки, филолог, освоивший бухгалтерию... За школьным порогом их ждут машины, которые мамы лихо, по-мужски водят. Машины были куплены в первую очередь для того, «чтобы у ребенка все было», в том числе и возможность посещать одну из лучших в Москве и в России экспериментальных школ.
Критерий женской нормальности в глазах последних трех-четырех поколений - это «замужем была, ребенок есть». Значит, не старая дева со странностями, не эгоистка: кого-то любила, кого-то любит. Да, можно понять: жестокий XX век, революция, гражданская война, разруха, репрессии, Великая Отечественная, снова разруха, работа без конца-края... Привычка выживать в условиях дефицита мужчин. Жажда женского счастья, вопреки всему, хотя бы отчасти, ненадолго. Но вот прошли годы, выросли новые поколения мужчин, которых по статистике ничуть не меньше, чем потенциальных невест, а наиболее типичная модель семьи «одна женщина+один ребенок» продолжает господствовать. Более того, становится тем прокрустовым ложем, в которое общественное мнение весьма жестко и беспощадно пытается уложить любую «неформатную» женщину, будь то многодетная домохозяйка или дама убежденно одинокая.
Всякой женщине, дерзнувшей погрузиться в семью, то есть родить более одного ребенка и не спешить немедленно после этого выйти на работу, известно, каким вниманием вдруг начинают окружать соседи, подруги, родители, бывшие однокурсники-коллеги и прочие глашатаи общественного мнения. «Смотри, рано или поздно назовет тебя муж дармоедкой, припомнит, что на шее сидишь!», «Дома с детьми скоро располнеешь, а он на работе молодую встретит, интересную». Да, банально, и ответы в голове моментально возникают, когда это звучит не в твой адрес. А когда в твой, то нет-нет, да и закрадется в голову жгучая нотка сомнения: «А все-таки, я правильно поступаю? А вдруг и правда, деньги зарабатывать надо, иметь свой доход?» И грустно становится от мысли, что девичьи джинсы после родов на бедрах не сходятся, и это при том, что у мужа в офисе полно девиц размера 42-44?
Одиноким отнюдь не легче. Если избравших для себя стезю жены и матери почитают за странных, но хотя бы людей, то «старая дева» - это и не человек вроде, а так, ошибка природы, безнадежный диагноз. Учительница рассердилась на ученика - «да что с нее взять, она же одинокая и бездетная!». Научная сотрудница не прижилась в одной лаборатории и перешла в другую - «конечно, она там со всеми переругалась, потому что старые девы по определению злыдни». Родные приглашают на обед, намекая прозрачно, что там будет «очень приличный мужчина, и, главное, неженатый». Когда отвечаешь, что ты в своем одиночестве вполне счастлива и мужчины с их матримониальными планами тебе в принципе неинтересны, будь они хоть из золота, категорически не верят. Не желаешь знакомиться с нашим распрекрасным всего дважды разведенным Сидором Петровичем - значит, завышенные у тебя критерии, на старости лет все ждешь принца и вообще, вот тебе телефон хорошего психиатра. В увлеченность любимой работой тоже никто не верит - «это все для отвода глаз, все равно она несчастная, ведь мужчины-то у нее нет». Потеряв надежду подобрать вам подходящую партию, родные и близкие начинают информационную кампанию под лозунгом «мужа нет, так хотя бы роди ребенка». В ее рамках рисуются антиутопические картины будущего - «кто тебе стакан воды перед смертью подаст?» и даются практические советы: «А вот одна моя знакомая поехала отдыхать в Египет, да заодно и забеременела там от местного. Теперь у нее ребеночек пусть темненький, да свой». Выход один - научиться отвечать резко и тем самым утвердить окружающих в их мнении о «злобных старых девах».
Многодетных поддерживают и понимают хотя бы в Церкви. После дозы презрения в районной детской поликлинике, соседей, которые за вашей спиной крутят пальцем у виска, родной приход позволяет отбросить сомнения и в очередной раз убедиться, что поступаешь правильно. Православно. С девами не так. И в храме какая-нибудь сердобольная бабулька обязательно заведет разговор: «Тебе хотя бы ребеночка», а на возражение «так ведь грех зачинать вне брака» ответ заранее готов: «Ну, ведь ты не ради наслаждения, а чтобы матерью стать. Значит, не грех». Как положительный пример: «Марья Ивановна-то с женатым мужчиной один раз согрешила, чтобы ребеночка зачать только, а потом ни разу отца не видела. Господь-то ее и простил». Разумеется, что, кому и почему прощает Господь, бабушке ведомо досконально.
Со стен храма на прихожан смотрят лики великомучениц Екатерины и Варвары, мученицы Татианы, равноапостольных Нины и Феклы... Царевны-страстотерпицы тоже не дождались женихов. Но, наверное, все это не про нас, не про нашу жизнь, где если дева, то непременно ущербная и со скверным характером. Монахини пожилых девиц тоже не жалуют - может быть, за то, что те не имели решимости выбрать жизнь иноческую? Как говорила одна знакомая игуменья тридцатилетней незамужней паломнице: «Все ездишь, когда же наша-то будешь?»
Женщины семейные любят рассуждать о том, как помочь одиноким. Создать службу знакомств? Возродить институт экономок? Трудно поверить в то, что одинокая женщина в большинстве случаев - это взрослый разумный человек, сделавший свой добровольный выбор и довольный своей участью. Лучше поблагодарите старых дев за то, что они не бегали за чужими мужьями, не рожали от них детей «на стороне», не разрушали семьи. Не считали, что от любой семейной проблемы лучшее лекарство - развод, равно как от перхоти - гильотина, не настраивали своих детей против отцов. Были кому-то добрыми нянюшками и тетушками, умели наполнить детскую жизнь маленькими радостями, подарить праздник. Выполняли массу серых, повседневных, незаметных, но таких важных дел. И даже были при всем при том счастливы. Как, например, наша удивительная Анна Сергеевна, которой до последних дней вслед неслось: «Девушка»...