Победа над терроризмом
Невозможно создать такую систему безопасности, которая с высокой долей вероятности обнаружит в метро, в часы пик, небольшое взрывное устройство на теле смертницы. Не бывает таких спецслужб, которые внедрятся во все преступные группировки и заранее предупредят о месте и времени каждого удара. Это не значит, что не надо требовать от наших спецслужб и спасателей делать всё, от них зависящее, и спрашивать за возможные упущения. Но надо очень четко сознавать, где границы их возможностей.
И все-таки победа над терроризмом возможна. Негодяям ведь нужны не эти несколько десятков случайных жизней, люди для них - расходный материал. Им нужно, чтобы о них заговорили, чтобы их испугались, чтобы это они теперь диктовали свои законы нашему обществу. Не дать им достичь этих целей и означает - победить терроризм.
А рецепты, между прочим, очень простые, давно проверенные. Начинать стоит с того, что называется «памятью смертной». Вот рвануло в московском метро - и мы об этом заговорили. Когда падают самолеты или сходят с рельс поезда, мы сразу можем убедиться, что наших родных и близких там не могло быть, и успокоиться. Когда взрыв гремит на окраинах страны, мы успокаиваем себя тем, что это местные проблемы, и нас они не коснутся. Но тут почти в каждой семье кто-то должен был в течение дня проезжать мимо тех станций, и мы стали хвататься за телефоны: вы живы, у вас все в порядке? Люди погибли в обыденной суете рабочего дня, в том месте и в такое время, где и когда никто из них не ждал...
«В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (от Луки 13:1-4) - эти слова Спасителя прозвучали в самом начале Страстной седмицы, как и два взрыва в метро. Нам напоминают, что буквально каждый из нас мог бы быть на их месте, но... но причем тут «если не покаетесь»? Что, отсутствие покаяния обязательно делает нас жертвой несчастного случая или теракта? Конечно же, нет. Но оно приводит нас к нежданной, несвоевременной смерти, даже если и настигает она нас в столетнем возрасте.
«Все люди смертны, Кай человек, следовательно - Кай смертен». Это из классического учебника логики. Но это же про Кая, а не про меня, правда? Кай, разумеется, смертен. Ну, и я в принципе тоже, но только не здесь и не сейчас. Террористы напоминают нам, что все может произойти в любой момент и в любом месте... но разве это не понятно и так, без напоминаний? Несчастные случаи, внезапные болезни, да что угодно - мы старательно возводим забор за забором против всех этих вещей, и вдруг что-то в один миг разрушает все заборы. И что остается? Встречать каждый день, как дар, и тратить его бережно, как сокровище. И тогда террористы проиграют.
О том, как взвинтили цены московские таксисты, уже было сказано всё, что можно только сказать по этому поводу. Но давайте задумаемся, а разве только они захотели или захотят на взрывах заработать? Политики воспользуются ими, чтобы протолкнуть свои собственные идеи: как же, требуются срочные меры. Милиция начнет проверять в два раза чаще и в три раза усерднее торговцев с Кавказа на рынках: необременительный и доходный способ борьбы с терроризмом. Но дело даже не в этих частностях: а мы как общество можем противопоставить угрозам собственную независимость и сплоченность? Совсем недавно я в переходе метро увидел упавшего на пол пожилого человека. Это явно не был теракт, ему просто внезапно стало плохо, толпа равнодушно обтекала его, и только одна какая-то женщина склонилась над ним. Я не врач, и поэтому пошел и сообщил о нем «дежурной у эскалатора», которая просто стала орать: ей было не до того, а возможно, она уже всё знала. Типичная для московского метро, да вообще для московской жизни сцена. Но если мы научимся не проходить мимо умирающих, даже когда нет взрывов - тогда террористы проиграют.
Взрыв распространяет мутную волну подозрительности и ненависти в сочетании с какой-то полной апатией. Люди могут равнодушно проходить мимо бесхозной сумки, в которой вполне может оказаться взрывное устройство, но при этом будут ругать нерасторопность спецслужб. Они продолжают охотно пользоваться недорогими услугами гастарбайтеров, и одновременно требуют, чтобы в связи с опасностью терроризма всем им запретили въезд в столицу. Уже слышны, по крайней мере, в блогах, призывы поднять «дубину народной войны» против всех этих, которые не той религии и национальности. Неужели они не видят, что теракты - именно что такая дубина, занесенная над кяфирами, урусами и прочими шайтанами как раз теми, кто полностью уверен в данном свыше праве убивать неверных? И когда совершается убийство ради устрашения, по принципу «все они перед нами виноваты и должны за это ответить», то не имеет уже решительно никакого значения, под какими знаменами и знаками оно совершается. Как бы ни называла такая религия или идеология себя сама, на деле она оказывается банальным сатанизмом. И если мы осознаем это, если отшатнемся от подобных настроений - террористы проиграют.
Мы сами порой убиваем ближних и самих себя тысячью разных способов, от паленой водки до лихачества на дорогах, и в этой статистике никаким Радуевым и Басаевым за рядовыми гражданами не угнаться. Христиане добавят: убиваем и душу, что еще страшнее убийства тела. Но даже и те, кто не верит в жизнь после смерти, могут, наверное, согласиться: дело не только в продлении земного существования, но и в том, чтобы оно оказалось достойным звания человека. А мы добавим, что знаем Победителя смерти, и в эти дни как раз воспоминаем Его победу, уже состоявшуюся в вечности.
Террористы хотят видеть нас стадом перепуганных баранов, но мы можем и должны быть ответственным за свою судьбу народом. И тогда даже в этом, земном мире - победа будет за нами.