Как дожить до Пасхи
Фото с сайта http://search.rg.ru/gall/3360b2a2?6 |
Протоиерей Максим Козлов напомнил, что Страстная седмица - это «неделя страданий»: «страсть не в смысле увлечения, а страсть в смысле претерпевания мучения, того, что, произошло с Господом нашим Иисусом Христом почти 2000 лет назад».
В богослужении Православной церкви каждый из этих дней выделен особо. Но в целом их можно разбить на два цикла. Первые три дня (понедельник, вторник и среда) мы «день за днем идем почти по часам земной жизни Господа Иисуса Христа - в богослужении вспоминаются конкретные события с ним происходившие, чему он учил, люди, с которыми он встречался».
«При всей значимости первых трех дней Страстной недели, несомненно, главнейшими являются три последующих», - подчеркнул священник. Великий Четверг - это день, когда Христос на Тайной Вечере вместе со своими учениками устанавливает то, что станет центром жизни Церкви - Таинство Евхаристии, «когда под видом хлеба и вина христианин соединяется с Самим Богом предельно реальным способом, становясь с Ним единым не только душевно, но и телесно». Несмотря на то, что этот день в народе называется еще и Чистым Четвергом, представление о том, что это время, когда необходимо все мыть, является, по словам протоиерея Максима «тиражированным суеверием»: «Никакого специального сверхбанного дня, в который непременно нужно погрузиться в ванную пену и произвести генеральную уборку дома, никак не подразумевается. Ни в этот, ни в последующие дни церковная традиция не предполагает концентрации на быте».
Протоиерей Максим напомнил, что важнейшим событием вечера этого дня является так называемая служба двенадцати Евангелий. «На этом богослужении прочитываются последовательно 12 отрывков из всех четырех евангелистов, то повествование Священного Писания, которое рассказывает о событиях земной жизни Христа от вечера четверга до утра субботы, когда он был уже во гробе», - пояснил отец Максим и добавил, что «это очень значимая служба, также, как и служба утра четверга , на которую призываются к участию все так или иначе осознающие себя церковными православными христианами и приглашаются те, кто не осознает себя церковными, но стремится приобщиться к церковной традиции».
Следующий день - Великая пятница, воспоминание распятия и смерти Иисуса Христа. Особенно значимо в этот день необычное дневное богослужение - вечерня с выносом Плащаницы (икона, где изображается Христос, положение его во гроб в окружении ближайших учеников и иногда ангелов). Плащаница выносится на середину храма и пребывает там до вечера субботы. «Есть добрая благочестивая традиция, - посоветовал протоиерей, - в субботу совершать прогулку по храмам города, где ты живешь, и подходить, смотреть, прикладываться к Плащанице и таким образом хранить себя от излишнего рассеяния и суеты, и помогать себе внутренне собраться на главном».
Богослужение вечера пятницы тематически относится уже к Великой субботе, которая также называется Днем покоя. В этот день Христос, плотью пребывает во гробе, душою, сходит во ад, дабы победить смерть, божеством же своим неразлучно, как всегда в вечности, пребывает с двумя другими лицами Святой Троицы - Отцом и Святым Духом. «Этот день Его покоя и для нас должен быть днем, по возможности, покоя, а не суеты» - рассуждает протоиерей.
Чрезвычайно важное и по сути уже полупасхальное богослужение совершается в субботу утром. «Оно очень древнее по своей структуре и, как все древние службы, достаточно драматично-демонстративное, - поясняет отец Максим. - Во время этой службы происходит яркий, очень ожидаемый верующими момент, когда примерно в ее середине помле чтения Апостола темные облачения в храме и на священнослужителях меняются на светлые, сияющие. И дьякон, подобно ангелу, сообщившему женам-мироносицам о воскресении Христа, выходит в белых блистающих одеждах, как правило, лучших, которые есть в храме, и читает Евангелие о Воскресении». «Обычно пасхальные богослужения ассоциируются только с ночью на Пасху. На самом деле оно начинается в этот момент - с выхода дьякона в белых одеждах и его проповедью за чтением Евангелие о воскресении Христовом», - подчеркнул священник.
По традиции, после окончания субботнего богослужения в храмах до вечера совершается освящение куличей и пасх.
Протоиерей Максим дал москвичам и практический совет: «Если вы увидите бесконечную очередь в районах своего проживания (спальных), но при этом располагаете транспортным средством или не побоитесь спуститься в метро, то вы сэкономите много времени, проехав 20 минут до центра города, где по причине отсутствия массовой жилищной застройки вашу пасхальную еду можно будет освятить без всякой очереди».
Также настоятель храма мученицы Татианы пояснил структуру и смысл пасхального богослужения. По традиции, установившейся во второй половине 19 столетия оно начинается, как правило, в 12 часов ночи крестным ходом. «Для верующего человека очень важно не только присутствие на богослужении, но и участие в нем», - отмечает священнослужитель, советуя заблаговременно ознакомиться с текстом и толкованием службы по доступным сегодня во множестве пособиям. Однако для христианина участие в богослужении - это принятие таинств церкви - исповеди и Причастия, - подчеркивает отец Максим, напоминая слова святого Иоанна Златоуста, который призывает в день Пасхи подойти к Чаше «и постившихся, и не постившихся». «Даже если кто-то еще к этому не готов, то сам по себе опыт присутствия, может быть, на несколько десятков минут, на ночном пасхальном богослужении для многих наших соотечественников уже стал опытом приобщения к Небу, когда вопреки всему в тебе самом Небо оказывается очень близко».
Рассказ протоиерея Максима Козлова дополнил Владимир Легойда. Для верующего человека Страстная неделя - «не только воспоминание о том, что происходило две тысячи лет назад, но и прохождение этих дней вместе с Христом и апостолами». Легойда уверен, что «вопросы, которые Евангелие ставит перед человечеством, это те вопросы, которые обращены к каждому из нас». «Разве мы не предаем Христа, когда мы совершаем плохие поступки, когда мы предаем своих близких, когда мы на самом деле в ежедневном выборе между добром и злом делаем выбор в пользу зла? И очень важно, что Страстная неделя, богослужение Страстной седмицы, и все настроение, которое создается в Церкви в это время, помогает человеку обостренным образом это почувствовать и понять», - заключает он.
Также Легойда напомнил о том, что радость Пасхи - это «радость, которую мы должны нести другим людям» то есть заняться благотворительностью, посетить родственников и так далее. «Мне бы хотелось, чтобы мы вспомнили и понимали, что пасхальная радость это не только радость вкушения той замечательной традиционной пасхальной еды, которая в гастрономическом смысле весьма удивительна, но что это прежде всего внутренняя радость и радость отношений человека к человеку», - закончил Владимир Романович.
На вопрос журналистов об отношении к телетрансляции пасхального богослужения, во время которого многие зрители ведут себя совсем не так, как вели бы себя в храме, протоиерей Максим Козлов ответил: «И у телевизора надо оказаться достаточно глубокими зрителями. Если находясь в Третьяковке человек считает неприличным почесываться и ковырять в носу, то пропускать рюмку за рюмкой во время пения Евхаристического канона - это как-то низко себя ставить».
А Владимир Легойда считает плюсом телевизионных трансляций считает то, что они работают на многомиллионную аудиторию и дают возможность приобщиться к богослужению, возглавляемому Предстоятелем Русской Православной Церкви, тем ее чадам, которые, например, находятся за границей. «Мы часто говорим о свободе человека, но редко забываем сказать о свободе Бога, - добавил Владимир Романович. - Можно начать смотреть трансляцию одним человеком, а закончить другим». Тем более, что показ службы сопровождается грамотным и познавательным комментарием.
Актуальным был вопрос о том, как пережить трагедию в метро в контексте Страстной седмицы. Владимир Легойда прежде всего отметил, что христиане должны помнить: смерть побеждена Христом. Он добавил, что Святейший Патриарх сразу же попросил список погибших и пострадавших и теперь молится о них; также священники посетили тех, кто сейчас находится в больницах. «Каждый человек может помолиться о пострадавших - так проявится наша солидарность», - отметил Легойда. И, конечно же, не нужно забывать о конкретной помощи: сдаче крови и подобном.
По свидетельству протоиерея Максима Козлова в понедельник утром в храм мученицы Татианы, расположенный неподалеку от «Лубянки» и «Парка культуры», приходили пассажиры, ехавшие по Сокольнической ветке метро во время терактов: «Это было такое движение души - поблагодарить Бога за спасение себя и близких. Эти люди, возможно, ехали в соседних вагонах, в предыдущих поездах; они пережили сопричастность в несколько минут, а это очень значительный опыт», - сказал священник, который по просьбам этих людей тут же отслужил благодарственный молебен.
«Я не видел никакого озлобления у тех, кто там был», - добавил он. Также он считает, что трагедия еще раз засвидетельствовала меру терпимости и долготерпения русского народа: случаев агрессии по отношению к женщинам в традиционной мусульманской одежде было, по мнению священника совсем немного. Предостерегая от «великодержавного шовинизма», он заочно обратился и к представителям религиозных меньшинств, призывая их к корректному поведению: «Характер поведения, форма одежды, вписанность в культурно-исторической контекст российского общества должны всеми соблюдаться. Не надо давать повод для враждебности».
Был задан вопрос и о возможных провокациях террористов во время ночного пасхального богослужения: бояться ли идти в храм? «Озлобление и страх - это и есть цель террора», - ответил Владимир Легойда. - Если мы начинаем поддаваться страху, мы оказываемся в руках террористов. А что касается вопроса о безопасности - ее должно обеспечить государство». Разумная осторожность необходима, считает он, но «на богослужении царит любовь Христова, а "совершенная любовь изгоняет страх" (1 Ин. 17, 18) ».