Женское лицо войны
На предпремьерном показе фильма "Одна война" |
Реальная история - ссылка женщин, родивших детей от немецких оккупантов, на дальние северные острова на время войны и отправка их в лагеря по ее окончании, - в фильме «Одна война» сжата до размеров притчи: семь героев, каждый из которых по-своему главный; крошечный остров, на котором происходит действие; три дня, в которые все совершается.
«Я хотела создать и сохранить поэтический язык, уже отчасти потерянный, который был в старых картинах: «Летят журавли», «Баллада о солдате». Там очень много поэзии и нет буквального воспроизведения быта - они немножечко «над». Вот и мне хотелось подняться «над», сделать даже притчевую историю», - сказала Вера Глаголева на предпремьерном показе фильма. В ряду кинопредшественников «Одной войны» можно назвать и «А зори здесь тихие». Фильмы роднит сюжетная ситуация - несколько женщин под началом единственного мужчины, и та же поэтичность. Как и в фильме Ростоцкого, актрисам удалось сыграть ансамблем - образы не перекрывают друг друга, но каждый выявлен и высвечен: «Каждая героиня - это характер, - отметила режиссер. Это было заложено в сценарии».
Режиссер Вера Глаголева, оператор Руслан Герасименков, художник-постановщик Игорь Коцарев |
Вера Глаголева и Руслан Герасименков |
Сценарий действительно особенный - Глаголева даже назвала его «совершенным», а исполнитель главной роли Михаил Хмуров добавил, что «это такой сценарий, который сколько ни перечитывай, всегда как в первый раз». Удивительно, что произведение Марины Сасиной - всего-навсего дипломная работа во ВГИКе. Правда, основанная на живом опыте: эту историю Марине рассказал очевидец событий 1945 года. «В принципе это история реальная, - рассказала Глаголева. - Действительно были такие женщины, которых сослали на остров, только еще севернее, на Онеге; эти женщины там много страдали, работали, оберегали своих детей, рожденных от «врагов», которых они, конечно, любили как своих родных детей, и, когда пришла победа, этих женщин с детьми (несколько тысяч) погрузили на два корабля, и по отплытии с острова эти корабли затонули. Был ли это шторм, или было это специально - никто не знает. Но мы решили, что финал картины должен оставлять надежду, ведь недаром герой Александра Балуева говорит о женщинах, живущих на острове - "Они наши, они чистые, к ним никакая грязь не пристает!"».
Исполнитель главной роли Михаил Хмуров |
«Одну войну» можно счесть и репликой в дискуссии о женском кино. «Конечно, женская режиссура есть, - считает Глаголева. - Мужчина бы не снял такого кино, потому что взаимоотношения женщины и ребенка - женская ипостась». Женское лицо «Одной войны» «проявляется в выборе «ракурса»: мы видим ситуацию глазами пяти героинь. Их ансамбль, покрывший в нескольких образах большой диапазон женских характеров и судеб, в зрительском восприятии сливается в одну Женщину. Однако и два мужских образа необычайно сильны. В их характерах подчеркнута не только сила, смелость и готовность к самопожертвованию, но и способность понимать и прощать. Так что фильм получился и о настоящих мужчинах.
Участники предпремьерного показа и создатели фильма |
Мало кто из сидящих в зале «Останкино» на предпремьерном просмотре не плакал. Режиссер рассказала, что на кинофестивале в Твери она «увидела рядом с собой сидящего Скляра, который не стесняясь вытирал лицо». Впрочем, по словам режиссера и актеров, они и стремились создать кино, не оставляющее равнодушным.
Однако накал страстей и эмоций - внутренний. Переживания героев не находят выхода, и зрительское напряжение только усиливается. Создатели фильма обошлись без душераздирающих сцен и экшна. По словам Веры Глаголевой, «самое главное в этой истории - что человек ценой собственной жизни спасает других людей. Непримиримый военный, уверенный, что, отправляя женщин и детей в лагеря, выполняет долг перед родиной, вдруг идет на христианский поступок».
Наконец, стоит отметить, что кроме актеров ( Александра Балуева, Натальи Кудряшевой, Юлии Мельниковой, Анны Нахапетовой, Ксении Сурковой, Наталь Сурковой, Михаила Хмурова) и режиссера великолепно сработали оператор Руслан Герасименков (получивший за этот фильм премию «Белый квадрат» как лучший кинооператор 2009 года) и художник- постановщик Игорь Коцарев (известный по фильмам «Питер FM» и «Остров»); органична и музыка Сергея Баневича.
Говоря о работе над фильмом, режиссер отметила, как важна была для съемочной группы символика времени: «Мы начали снимать 8 мая 2008 года, так как действие фильма происходит с 8 по 10 мая 1945 года». Напомним, что в 1945 году на 6 мая пришлась Пасха. Так же и в фильме - при всей зыбкости надежд на земное спасение героев, главная победа - победа добра, совести, милосердия и правды над несправедливостью истории и ложью системы - происходит. Поэтому символично, что фильм выходит в широкий прокат в пасхальные дни.