Спасти «Синодальный дом»
Александр Дмитриевич Кастальский |
Город - это живой организм, он развивается и перестраивается, расширяется и осваивает смежные территории. Вполне тривиальные и распространенные сценарии современного существования исторических зданий, вынужденных быть поглощенными более масштабными градостроительными замыслами, зачастую не подразумевают их сохранения как раз по представлениям архитекторов и чиновников о развитии города. Ради новой сцены театра «Геликон опера» на Большой Никитской по проекту «Моспроекта-4» ансамбль усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых лишился флигелей со сводами XVIII-XIX вв. и усадебного двора, спроектированного учителем знаменитого Шехтеля архитектором Константином Терским.
По соседству развивается другая не менее драматичная «музыкальная» ситуация. Проект реконструкции и развития Московской консерватории по замыслу руководителя проектного института «Моспроект-4» Андрея Бокова объединит в единый квартал три исторические усадьбы, что позволит получить более 20 тысяч квадратных метров площадей - оперную сцену с залом на 500 мест, библиотеку и новые классы. Под библиотеку планируется отдать жилой дом бывшего Синодального училища, расположенный в Среднем Кисловском переулке (д. 4/11 стр.2) и соединяющийся переходом с концертным залом, который мы знаем под именем «Рахманиновский».
Но библиотечная инфраструктура не подразумевает сохранения внутренней планировки мемориального дома, а также великолепной лестницы со световым фонарем. Возможно тот, кто был в нынешней консерваторской библиотеке, поймет и оправдает желание руководства Консерватории поменять функцию соседнего жилого дома, но вольность архитектурной трактовки допустима лишь в том случае, если речь идет о рядовой неисторической постройке.
Синодальный дом - мемориальный памятник истории и культуры - был заявлен в 2008 году и благодаря этому факту перешел в ведение Комитета по культурному наследию г. Москвы. Дом был построен в 1897 году архитектором Владимиром Шером, двоюродным братом Достоевского для преподавателей Синодального училища, которое располагалось в соседнем корпусе, а Рахманиновский был концертным залом хора синодальных певчих. Здесь жили знаменитые русские композиторы, дирижеры и преподаватели, создатели нового направления русской духовной музыки конца XIX - начала ХХ века: Александр Кастальский, Павел Чесноков, Николай Голованов, Александр Никольский. Эта школа музыкальной мысли сопоставима с такими знаменитыми художественными центрами Серебряного века, как Абрамцево и Талашкино. После 1918 года жильцы дома стали преподавателями Консерватории, к которой и было присоединено бывшее Синодальное училище.
По первоначальному проекту, утвержденному в 2005 году, двор усадьбы Колычевых (Большая Никитская, 11) планировалось перекрыть, соорудить подземную автостоянку, а место композиторского дома использовать под библиотеку. Фактически речь шла об уничтожении исторической планировки, мемориальных квартир, а возможно и полном сносе дома. Все это невозможно законно проделать по отношению к объекту культурного наследия, поэтому после заявления дома на охрану, пришлось внести в проект некоторые коррективы. Варианты частичного сохранения фасадов и элементов здания стали рассматриваться только после того, как в Москомнаследии в сентябре 2009 года прошла экспертная комиссия. Большинство экспертов высказались за статус памятника: синодальный дом комиссия признала вновь выявленным объектом, а проект отправила на доработку.
Но протокол заседания так и не появился, так как согласно Постановлению правительства РФ от 15.07.2009 введен новый порядок государственной историко-культурной экспертизы, которую могут проводить только аттестованные федеральные эксперты. По словам генерального директора проектной организации «Моспроект-4» Андрея Бокова, назначенные Росохранкультурой специалисты проводят другую экспертизу по дому преподавателей бывшего Синодального училища и она практически завершена. Результаты экспертизы неизвестны общественному движению «Архнадзор», но существуют опасения, что «новые эксперты» не будут разделять мнения проведенной в Москомнаследии комиссии и Синодальный дом не получит квалификацию памятника.
«Мне Синодальный дом жалко. Но бывают случаи, какое решение не прими, все равно будут недовольные» - комментирует ситуацию главный архитектор Москвы Александр Кузьмин в интервью каналу «Культура». Большие стратеги способны пожертвовать отрядом солдат для спасения целой армии, но мы не на войне. Хотя жильцы «Синодального дома», которые прошли через пожары, затопления, существование без входной двери и общение с криминальными коммерсантами, так вряд ли считают.
С 2003 года жильцы вовлечены в перипетии своего дома; они создали ТСЖ, чтобы привлечь частных инвесторов для проведения в доме ремонтно-реставрационных работ и создания в квартире Кастальского музея духовной музыки. Жильцы бережно сохраняли кафельные печи, дверные и оконные переплеты, лепнину, паркет и половую плитку, оставшиеся в их квартирах, когда-то принадлежавших знаменитым композиторам.
В свое время ТСЖ и Консерватория даже объединились против частных предпринимателей, стремившихся любой ценой заполучить «золотые» площади и намеренно
"Синодальный дом" |
Консерватория резко поменяла свою позицию, когда московские власти решили отдать Синодальный дом под библиотеку. Архитектурные и мемориальные достоинства здания отступили на второй план перед функциональной необходимостью получить дополнительные классы и помещения. Консерватория оказалась перед сложным моральным выбором. Как написал координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин «Почтенное заведение никак не поймет, что общественность борется не против нее, а за нее. За честь самой консерватории, готовой запятнать себя уничтожением выдающегося композиторского мемориала и, между прочим, церковного памятника».
Проектировщики уже отказались от первоначальных планов с подземным строительством, перекрытием двора и сохранением одной стены Синодального дома, но городской заказ остался в прежнем объеме и его придется выполнить. Парадокс заключается еще и в том, что Москва распоряжается имуществом, к которому не имеет отношения. Жительница Синодального дома Наталья Никотовенко показывает документы - оказывается, согласно Единому государственному реестру прав на недвижимое имущество собственник в доме не зарегистрирован. Жители оказались пока единственным препятствием, сдерживающим порывы городских чиновников и заказчика. Но процесс расселения идет своим чередом, и пустующий дом начали осваивать гастрабайтеры и милиция.
Строительная московская практика исключает понятие культуры - культуры отношения к исторической архитектуре, культуры отношения к частным правам граждан, культуры понимания потребностей общества в целом. Философия потребления определяет сознание современных инвесторов, архитекторов и даже культурных чиновников. Категория «пространство» давно заменена на «полезную площадь», а категория «памятник» - на «недвижимость». Проектировщики обслуживают интересы заказчика, забывая о традициях средового подхода и контекстуальной архитектуры. Под колеса градостроительных проектов попадают такие скромные мемориальные памятники как Синодальный дом, которые не могут похвастаться глубокой историей и роскошной архитектурой. Воссозданная и отреставрированная Александром Кастальским древняя русская музыка давно вышла за пределы Московской консерватории - она звучит в храмах и на лучших мировых концертных площадках.
Фото предоставлены автором.