Осторожно, кураторы!
|
Андрей Филиппов. Фото Юлии Маковейчук |
Андрей Филиппов: Выставка «Осторожно, религия!» - незаживающая рана и церковной, и художественной общественности. С одной стороны, были судебные процессы, с другой - нравственный удар. И это та цена, которую мы заплатили за провокации.
Арутюн Зулумян, который устраивал выставку, изначально говорил, что «осторожно» значит бережно. Я подумал: «Хорошо, я не против». Спросил: «Там не будет работ Авдея Тер-Оганьяна?» - «Нет, не будет». То есть, был прямой обман. Я оставил маленькую работу и ушёл.
И когда началось развитие ситуации - нападение на выставочный центр ребят, которые испортили работы, я сразу пошёл к своему духовнику и всё рассказал как есть.
У выставки «Двоесловие/Диалог» одной из задач было снять агрессию, которая есть между определённой частью общества и Церковью. Когда начинался этот проект, мы очень боялись неудачи, потому что понимали: мы попадём под удар с двух сторон. С одной стороны - своих друзей-художников, корпоративного сообщества, а с другой стороны - «зилотов», очень консервативных людей в Церкви.
Андрей Филиппов. Белая снежинка в рамке под стеклом (выставка «Осторожно, религия!» |
Мне нравится, что негативной реакции со стороны художников не было. Критическое мнение высказал Андрей Ерофеев, но оно скорее позитивное, чем негативное. Он сказал, что диалог - это замечательно, но выставка сделана как в доме культуры. Я принимаю его критику, но Андрей каких-то вещей не понимает. Например, он не понимает, что нет разницы между печатной иконой и написанной: для него икона становится иконой только тогда, когда к ней приложил руку художник. Вот Рублёв - это икона, а то, что печатают - так, открыточка. Это невозможно объяснить: когда у человека нет религиозного чувства, оно и не появится, только чудо может его пробить. Точно так же и здесь. Он не понимает красоту этого места, храма святой Татьяны: для него это советский институтский ДК. При этом у Андрея нет агрессии, у него просто своё мнение. Но осталась негативная реакция со стороны зилотствующих. Может быть, мы не смогли их переубедить. В этом диалоге важно уважительно, а лучше - с любовью, относиться к своим визави: это самое важное.
Что же касается участия некоторых наших авторов в экспозиции «Осторожно, религия!», то все они за свой поступок уже ответили: кто-то - судебным процессом, а кто-то - церковным покаянием. Поэтому я не знаю, в чём претензии у наших оппонентов.
|
Гор Чахал: Я не участвовал в той выставке, поскольку отказался сразу. Но как куратор могу ответить за каждого участника нашей выставки. Если кто-то из них принимал участие в той выставке, это был результат прямого обмана со стороны кураторов, и ничего кощунственного в работах этих ребят не было.
Александр Сигутин. Заповеди художника (выставка «Осторожно, религия!») |
Например, группу «Синий суп» даже не стали вызывать в качестве свидетелей, поскольку у них была абстрактная работа и никто ничего не понял. А у Александра Сигутина была очень хорошая работа - фрагмент постановления Стоглавого собора о том, каким должен быть художник. Я не был на самой выставке, знаю текст по материалам дела. Смысл в том, что художник должен не пить, не воровать, соблюдать своё тело и душу в чистоте. Вторая работа, которую действительно повредили - на листах А4 были распечатаны цитаты из Евангелия, а внизу шла «лапша» - ленточки со ссылками на соответствующие стихи, которые каждый мог взять и унести домой. Что в этом оскорбительного?
И Сигутина, и «Синий суп» обвиняли уже в контексте всей выставки. Насчёт них я готов ответить на любые вопросы интересующихся людей.